![]() |
|
Кино Фильмы и мультфильмы, фантастические и не только. Подразделы: ![]() |
![]() |
|
Опции темы |
#1
|
||||
|
||||
Чучело (1983)
![]() Чучело 1983 СССР Режиссер: Ролан Быков Сценарий: Ролан Быков, Владимир Железников Оператор: Анатолий Мукасей Композитор: София Губайдулина Премьера (мир): 14 сентября 1984 127 минут Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами. В главных ролях: Кристина Орбакайте - Лена Бессольцева Юрий Никулин - Дед Лены Бессольцевой Елена Санаева - учительница Маргарита Ивановна Дмитрий Егоров - Митя Сомов Ксения Филиппова - Миронова, "Железная Кнопка" Анна Толмачева - Шмакова Марина Мартанова - Марина Светлана Крючкова - мама Марины Ролан Быков - военный дирижер Олег Быков — Петька Маша Артемова — Светка Дима Кружилин — Лохматый Андрей Ломов — Шкет Коля Манвелов — Очкарик Елена Вольская — директор школы Ты читал книжку «Предателем становятся один раз»? Несмотря на то, что сосредоточен фильм на детской жестокости, настоящий подонок в нем только один, что, очень характерно с точки зрения проекции общественного сознания на небольшой ячейке общества. Здесь ее представляет дружный сплоченный коллектив школьного класса, где дети как раз находятся в возрасте подражания взрослым. Не отгремели еще «лучшие» времена Советского Союза, где выбиться из коллектива было равнозначно преступлению, хотя, скорее в моральном смысле, чем в уголовном. Интересы коллектива превыше индивидуальной точки зрения — это фактически негласный девиз старого строя, где предателей и подлиз власти наказывали бойкотами и всеобщими порицаниями, переходящими порой всякие границы. Дети, познающие взрослый мир, особенно жестоки, но у них здесь свой маленький социум, где все держатся друг друга. Что интересно в постановке, режиссер обрисовал ситуацию так, что детей из других классов просто не видно даже в эпизодических ролях, удивляешься даже, когда толпы учеников других классов сбегаются к автобусам — они все чужаки, незнакомые. Гуляют тоже вместе, вместе трудятся, вместе мечтают, а потому их гонения предателя вполне объясняются попыткой восстановить справедливость после убийства их заветной мечты. В сущности, вот так вот гнали старую власть люди, массово осознававшие, что данные обещания были выпущены на ветер, а о реализации их придется забыть. Ищут крайних — обычная ситуация в плохое время. Жестокость здесь естественна, а что естественно, то не безобразно, вопреки видимости. Проблематика фильма совсем в ином, если здесь вообще можно выделить четкие конфликты — это изображение этапа развития страны, перехода от коллективного идеала, считавшегося более «человечным» к западному индивидуализму, где каждый отвечает за себя и только за себя. Не поэтому ли в саундтреках так часто звучат песни с иностранными словами? Этот фильм не что иное, как отражение общественного состояния СССР 80-ых, где утверждается, что вот-вот все будет хорошо, но на деле люди ищут предателей, виноватых в том, что «плохо». Крушение общественной морали показано на примере маленькой девочки Лены Бессольцевой, упорно совершающей глупость за глупостью, добравшись до того, что она берет на себя вину за несовершенный проступок, по которому, с точки зрения прав и свобод общества демократического наказана быть не может. Стойко выдерживает все испытания и нападки со стороны одноклассников, чтобы защитить человека, как ей казалось, хорошего, смелого, почти идеального. На глазах зрителя храбрец, не чуравшийся защите бездомных собак от живодера превращается в самое низкое из воплощений подлости. В его голове как раз и живет идеал коллективного (сейчас привычнее выражаться грубее: «стадного») самосознания, где высшее наказание — отлучение от группы. Потому-то Дима Сомов, доказывающий смелость в каждой отдельной битве, здесь умолкает и, подобно кролику в норе, дрожит пережидая грянувшую бурю, слепой к благодетелям и чужому самопожертвованию ради него, хватается за единственную возможность сохранить свое положение. Здесь это выражено в дне рождения, на котором его поздравляют весь класс, что вызывает у него ощущение популярности среди ребят. Лена же, в исполнении Кристины Орбакайте — темперамент из другой среды. Для нее взять вину для себя не является самой по себе проблемой, ее поступок, необдуман и принят по типу «а почему бы нет?». Важно то, что это для нее даже не протест, а попытка дать шанс, как ей казалось, хорошему человеку исправиться и принять верное решение. Девочке свойственен идеализм пассивной борьбы, сознательно доведенной до абсурда, чтобы через жалость воздействовать на виновника. Сцена с сожжением платья напоминает суд Линча — старинную забаву, иначе именуемую самосуд, под который тоже зачастую попадают невиновные. Характерная его черта — в виновности особенно никто и не разбирается, главное чтоб до умов дошло, и, вместе с тем, с огоньком. Но на этом примере видна несостоятельность и данной жестокости — крепкая совесть «предателя» держится, как партизан на допросе. Любопытно, что следующая сцена на дне Рождения является уже передержанным актом самобичевания. Вот тут реализм и начинает сдавать — все-таки, чтобы подобное признание юродивости вызвало нужную реакцию, требуется большая удача. Хотя после признания ребятами, что все это гонение было «игрой», своего рода раскаяния, что они зашли слишком далеко, с позиции героини издевательство над собой является уже переходом в нападение. Все же этим фильм и берет — видением, как жестокость исчерпывает себя, но борьба продолжается. По силе эту сцену визита на общий праздник можно считать наиболее сильной кульминацией, которых под конец заявляется аж несколько, не давая зрителю передохнуть. В заключении на первый план выходит одна из последних ролей Юрия Никулина в кино — образ деда Лены, он идет из времени еще больше предшествующему коллективности, он — олицетворение вечных ценностей, бесценных и неподвластных времени, как его картины, или привязанность к родине, где выросли несколько поколений семьи. Его обычное состояние — добродушие и наивность, но в критический миг он может принять решение и пожертвовать всем. Этот поступок так и не был понят окончательно теми, до кого должен был донести истину сложившейся ситуации уже по окончанию борьбы, но ему удается по-отечески пристыдить юных любителей бойкотов, что уже достоижение. Концовка, конечно, невероятно сентиментальна — «они все осознали». На практике в один день объяснить что-то социальной ячейке практически невозможно, пристыдить, заставить проанализировать и понять все ошибки. Хотя, Голдингу на переход от первобытного строя к цивилизации потребовалось несколько секунд, а этой работой англичанина, судя по всему, не в последнюю очередь вдохновлялись авторы, используя в фильме кабанью голову, как отсылку к «Повелителю мух». Однако «Чучело» привязано именно к социальной стороне Советского Союза, фильм демонстрирует не столько отдельный случай, сколько то, что общество способно все обдумать и отринуть отжившую систему, где страдают невинные. Отказ от бойкота, как отказ от коллективного принятия решений сменяется индивидуальным призрением, что хоть и пафосно для отдельно взятой группы, но характеризует изменения, происходившие в умах людей по всей стране. Итог: социальная абстракция борьбы, основанной на коллективной сплоченности против индивидуальности и самосознания каждого отдельного субъекта, показанная в натуралистичном ключе школьной драмы. 8 / 10
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
|
#3
|
||||
|
||||
Сильный фильм. И до сих пор актуальный. Социальные акценты изменились, а школьный "коллектив" никуда не делся. Не думала, что через много лет после просмотра мне придётся испытать нечто подобное уже через своего ребёнка. Правда, это была всего лишь неудачная попытка "бойкота" - идеей проникся не весь класс. Но впечатления остались...
__________________
Не пей вина, Гертруда! (с) В харизме нужно родиться(с) |
#4
|
||||
|
||||
се пидагоги абязны филм пасматреть!(как и The Wall, кстати)
Ещё в школе я прочитал книжку, потом посмотрел фильм. Весьма неплохая киношка получилась: шибко сентиментальные люди/псехологи и пидагоги до сих пор кирпичи откладывают. по поводу "Повелителя Мух" - верно подмечено
__________________
Та, та-ба-та, та, та-да(с) Wha-ha-ha |
#5
|
|||
|
|||
Верно подмечено, насчет "Стенки"
Кино уже не так хорошо помню, но помню, что оно мне скорее понравилось, даже некоторые моменты показались мне страшными. Лысая Кристина Цитата:
АПД. вспомнил, мне посчастливилось узреть это кино на широком экране.
__________________
Пьяный медведь в ушанке балалайкой избивает агента КГБ на Красной Площади. Последний раз редактировалось DOUBLE6IXSE7EN; 10.11.2009 в 13:22. |
#6
|
||||
|
||||
Цитата:
а то 80% выпускников педа... ладно, не будем о грустном.
__________________
Та, та-ба-та, та, та-да(с) Wha-ha-ha |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Да педагоги и сейчас, как сквозь пальцы! Сами дети вынуждены со всем справляться...Повезёт, если не сломаются.
__________________
Не пей вина, Гертруда! (с) В харизме нужно родиться(с) |