Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий одного статистического управления, — человек робкий и застенчивый. Для него неплохо бы получить вакантное место зав. отделом, но он не знает как подступиться к этому делу. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Прокопьевной Калугиной, — сухарем в юбке и директором заведения…
Скрытый текст - Сюжет:
Действие фильма происходит в Москве, приблизительно в 1970-е годы. Анатолий Ефремович Новосельцев — сотрудник статистического учреждения. Одинокий отец двоих детей, он с трудом дотягивает от зарплаты до зарплаты. Директор учреждения — Людмила Прокофьевна Калугина, строгая деловая женщина, для которой не существует ничего, кроме работы. Ещё совсем нестарая и привлекательная, она, однако, особо не следит за своей внешностью и получила от подчинённых за глаза прозвище «наша Мымра».
В управление заместителем директора назначают бывшего однокурсника Новосельцева — Юрия Самохвалова. В первые же дни своего нового назначения он устраивает вечеринку для коллег. Самохвалов узнал, что в учреждении открылась вакантная позиция начальника отдела. Во время вечеринки он предлагает Новосельцеву слегка поухаживать за Людмилой Прокофьевной с прагматичными намерениями получить заманчивый пост.
Попытка лёгкого флирта заканчивается неудачно. Для Калугиной кандидатура Новосельцева, вечного неудачника, который задерживает свою обычную работу и получает нарекания от руководства, выглядит недоразумением. Тем не менее, она обращает на него внимание, а вслед за этим вообще начинает замечать то, на что она раньше не обращала внимания: на личные взаимоотношения сотрудников в коллективе, начинает следить за современной модой. За внешностью строгой деловой женщины оказывается ранимый человек, прячущий свои комплексы. Новосельцев продолжает попытки ухаживать за своей начальницей и добивается успеха. Однако чувства, возникшие между начальником и подчинённым, должны пройти проверку. Незадолго до этого Самохвалов передает Шуре, председателю месткома, любовные письма Рыжовой, своей бывшей однокурсницы и теперь сослуживицы, адресованные ему. Новосельцев благородно вступается за Рыжову, ударив Самохвалова на глазах у Калугиной, но тот, не давая сдачи, задумывает отомстить другим способом. В тот день, когда преобразившаяся Людмила Прокофьевна появляется в офисе, Самохвалов раскрывает карты и сообщает, что, якобы, намерения Новосельцева неискренни, а связаны только с перспективами карьерного роста…
Скрытый текст - Награды и премии:
Награды и премии:
1978 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1978) авторскому коллективу (Лия Ахеджакова, Владимир Нахабцев, Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, Олег Басилашвили).
1978 — Лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков лучшие актёры года по опросу журнала «Советский экран».
Скрытый текст - Песни в фильме, интересные факты, киноляпы:
Песни и стихи:
§ − «Моей душе покоя нет» слова Роберта Бёрнса (перевод Самуила Маршака) — две версии исполнены Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым. § − «Нас в набитых трамваях болтает» слова Евгения Евтушенко, исполняет Андрей Мягков. § − «Обрываются речи влюблённых» слова Николая Заболоцкого, исполняет Алиса Фрейндлих. § − «У природы нет плохой погоды» слова Эльдара Рязанова, исполняет Алиса Фрейндлих. § − «Озноб» («О, мой застенчивый герой») стихотворение Беллы Ахмадулиной, читает Светлана Немоляева.
Интересные факты:
§ − Комедию «Сослуживцы» Рязанов и Брагинский написали в 1970 году. Она была успешно поставлена во многих театрах страны. Идея снять фильм по ней возникла у Рязанова после съёмок «Иронии судьбы», когда режиссёр увидел неудачную телепостановку его комедии.
§ − Снег на деревьях с не опавшей ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Первоначально подобной сцены в фильме не планировалось, но режиссёр решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты.
§ − Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Примечательно, что три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы: §§ − Вход в учреждение — это вход в дом по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. 6, на пересечении с ул. Петровка, в котором находится нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта. §§ − Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) построены в павильонах Мосфильма. §§ − Крыша — это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10.
§ − Создатели фильма намеренно поселили героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус: директора Калугину — в «элитном»[3] Скатертном переулке, её заместителя Самохвалова — на улице Горького возле Центрального телеграфа (центр Москвы); рядовых сотрудников в спальных районах: Новосельцева — на улице Достоевского, секретаршу Верочку — на Чертановской, Рыжову — в Подмосковье.
§ − История с письмами героини Светланы Немоляевой была взята авторами фильма из жизни коллег-кинематографистов. Имена прототипов до сих пор не называются.
§ − Актриса Людмила Иванова, игравшая активистку Шурочку, действительно в те годы была председателем месткома в театре «Современник».
§ − Сцена визита Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной — чистая импровизация актёров.
§ − Благодаря многочисленным актёрским экспромтам материала было отснято намного больше, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии вместо двух).
§ − В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин. С ним было отснято много материала, например, как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не мог сниматься. В итоге этот персонаж вообще был убран из фильма, он только разговаривал с Верочкой по телефону, но озвучивал его Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появился в фильме эпизодически в массовке, всего на 1-2 секунды — сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги, второй раз в сцене изумления, когда в вестибюле появился «умерший» Бубликов, третий раз в сцене удивления сотрудников учреждения новым имиджем Калугиной.
§ − Песня «У природы нет плохой погоды» была написана Рязановым, но он передал её композитору фильма Петрову как стихотворение английского поэта Уильяма Блейка.
§ − Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни (за него пел Никитин). В «Служебном романе» поёт уже сам Мягков.
Киноляпы:
§ − В самом начале фильма, когда Новосельцев ведёт своего младшего сына в детский сад, камера меняется дважды. В первом кадре, где они сняты со спины, перед ними находится женщина с зелёной коляской. Во втором, где их показывают уже спереди, женщина с коляской видна уже далеко позади, а через пару секунд и вовсе исчезает.
§ − У Самохвалова несколько раз менялся пробор на причёске в один и тот же день. Сначала у него зачёс на правую сторону, затем на левую, затем опять на правую. Это особенно хорошо видно в сцене, где он и Новосельцев садятся в 24-ю Волгу. А также узел галстука.
§ − Вечеринка у Самохвалова. До её начала нам показывают ночную Москву. Во время фразы «Сухарь — вот вы кто!» (конец мероприятия) на часах 22:35. Когда Людмила Прокофьевна уезжает оттуда — только начинает смеркаться.
§ − Также во время вечеринки у Самохвалова: в момент, когда Новосельцев разговаривает с Калугиной, камера показывает сперва Самохвалова, который закрыл обе половины двери в зал — при этом в правой руке у него корзина с фруктами, а затем Новосельцева, за спиной которого шкаф-стенка с зеркальной панелью, в которой отражается… тот же Самохвалов, но ещё только закрывающий дверь! К тому же обе руки у него уже свободны и правой (в которой только что была корзина) он помахивает Новосельцеву (тот в ответ «включает» на лице выражение безнадёжности).
§ − В сцене, где Верочка, прибегая на работу, сразу включает приёмник («Московское время — 9:00»), она сначала в брюках, потом сразу же в юбке.
§ − Когда Новосельцев приходит извиняться к Калугиной и просит узнать: «вдруг его не примут», Верочка входит (снаружи) в дверь начальницы с папочкой, а выходит (изнутри) без неё. Далее, покидая кабинет начальницы, она всё ещё без папки, а в приёмной снова появляется с папкой в руках.
§ − В этот же момент, когда Верочка общается с Новосельцевым, у Калугиной очки надеты (это видно, ведь дверь в кабинет Людмилы Прокофьевны открыта), а когда секретарша находится вместе с Калугиной, та как раз их снимает и просит пригласить Новосельцева.
§ − Когда Новосельцев прищемляет букет гвоздик в двери, стебли, несомненно, должны были сломаться. Но в квартире у Калугиной букет в целости и сохранности.
§ − В сцене беседы Людмилы Прокофьевны и Верочки («А что сейчас носят?») у последней красный маникюр, а спустя пару минут, в актовом зале, маникюр отсутствует.
§ − Балкон в квартире Калугиной выглядит совершенно по-разному изнутри и снаружи (занавески, тюль, окна, дверь).
§ − Планировка квартиры также не соответствует тому, как выглядит балкон (при такой планировке, входная дверь должна открываться на соседний балкон, да и окна рядом с гостиной быть не может).
§ − Когда Новосельцев смотрит в окно в квартире Калугиной после своего прихода, вид не меняется. Тем не менее можно заметить, что есть урезка, как раз в тот момент, когда к окну противоположного дома, на нижних этажах, подходит мужская фигура. Солнце ещё не совсем село. Через несколько секунд видно, как фигура уже уходит, и тут же наступает ночь. Очевидно, момент, когда человек подошёл к окну и смотрел в него, режиссёров не устроил, и был вырезан.
§ − В тот момент, когда Людмила Прокофьевна рассказывает Новосельцеву свою печальную историю и он кладет свою руку на её левую руку, в следующую секунду видно, как Людмила Прокофьевна жестикулирует именно левой рукой (внизу кадра пальцы промелькивают).
§ − Когда Калугина «первый раз в жизни проспала на работу», её секретарь (Лия Ахеджакова) утром, разговаривая по телефону, утверждает, что «до конца рабочего дня осталось еще два часа».
§ − На часах в кабинете Калугиной всегда 9:30 — во время всех сцен. По-видимому, во время съёмок часы и вовсе не работали.
§ − В одном здании со знаменитым «статистическим учреждением» располагается множество «забавных» организаций: «Нии Чего», «Главбурение», «Главспецшерсть», «Управление внешних сношений» (таблички слева от входа), а также «Главкость», «Специзолятор при МЗСТУФХЦ», «Мосрыбстрой» (таблички справа от входа). Некоторые из них (напр. «Управление внешних сношений») «перекочевали» в другой фильм Рязанова — Забытая мелодия для флейты.
§ − В тот же день, когда Калугина впервые проспала, она беседует с Верочкой в приёмной. Во время этого разговора в пишущей машине загадочным образом то появляется, то исчезает бумага, а на столе — банка кофе и ваза с гвоздиками.
§ − В съёмках участвовал весьма ограниченный набор легковых автомобилей, которые проезжают на заднем плане в эпизодах, снимавшихся на улице. Поэтому, если вглядеться внимательнее, в разных сценах можно заметить одни и те же машины. Особенно часто попадается темно-зелёная «Волга» ГАЗ-21: например, в сцене разговора Рыжовой с Шурой в очереди за арбузами эта «Волга» проезжает туда-сюда 4 раза.
§ − На вечеринке Самохвалов погулял так, что на следующий день, подъехав к работе на своей Волге, оставляет и запирает её, не подняв стекло водительской двери.
§ − Подаренный Новосельцевым букет Калугина забрала домой. Но на следующий день цветы вновь оказались у неё в кабинете.
§ − Сцены на железной дороге снимались в Москве на станции Лосиноостровская. Спешащая на работу Ольга Рыжова идет по пешеходному мосту на 2-ю платформу, откуда электрички всегда отправлялись лишь в сторону области. Однако через некоторое время Рыжова попадает на Ярославский вокзал.
§ − Верочка курит на рабочем месте - Самохвалов забирает у нее сигарету и дарит блок "Мальборо". Секретари никогда не курили на рабочем месте.
Х.м, один из фильмов, которые я люблю по умолчанию. Наверное, все дело в качестве советского кино, и ещё в том, что «Служебный Роман», «разорвали» на цитаты. Короче, интересная комедия о жизни «канцелярских крыс».
В общем, ностальгия об ушедшей эпохе.
__________________ - Я консерватор – люблю консервы! (с)
В этом фильме изображены очень обыкновенные люди. Они так же, как и мы, мучаются от неразрешенных вопросов, от сомнений, от неуверенности в себе. И если они сейчас могут показаться старомодными, то уж душевности в этом фильме хватит еще на пару веков.
Никогда не смотрел полностью, для меня фильм в целом чересчур длинный и сентиментальный, но есть ряд просто шикарных эпизодов ("Сухая! - Мокрая...", "Мы тут с лошадью", объяснение о букете), которые смотрю с огромным удовольствием.
__________________ Лучше гор могут быть только горы,
Вниз с которых ещё не съезжал.
Очень нравится эпизод, когда Бубликов сидит за рабочим столом и с тоской разглядывает поднимающиеся и спускающиеся по лестнице женские ножки))) А возмущение Шуры, что ее отправили в бухгалтерию?! Или траурный портрет того же Бубликова, который лицезреет вполне живой герой? А знаменитая фраза:"У меня мальчик...и мальчик". Вспоминаю этот фильм буквально с умилением)
Не дай Бог!111
Обожаюсам фильм,а особенно секретаршу Верочку. Очаровательная женщина,просто очаровательная! А фраза про сапоги,которые надо брать- любимая\ в фильме!
__________________ Любовь побеждает все
Последний раз редактировалось Анандита; 01.06.2010 в 17:56.
Жена обожает этот фильм. Приблизительно раз в месяц заставляет пересматривать. Я долго и упорно сопротивляюсь. Мол, десять раз смотрели, достал уже. Однако, когда она его включает, я залипаю вместе с ней перед телевизором до конца фильма.
__________________
ЗАО "Благие Намерения" Мы укажем Вам дорогу.
Хороший фильм. Живой какой-то, эмоции вызывает, движение нйронов в мозге) Есть за что зацепиться каждому зрителю. Движуха в фильме в плане отношений:-)
Обожаю этот фильм из-за присутствия в нем моей любимой актрисы- Лии Ахеджаковой, без нее фильм не был бы таким комичным. Ну и конечно же фразы (сухая-мокрая и тд) - уже классика.
__________________
Во мне живут 3 личности: одна пытается захватить мир, вторая уже владеет миром, а третья пытается вспомнить телефон психушки.)))
Фильм замечательный! Будет оставаться актуальным до тех пор, пока существуют рабочие коллективы и отношения внутри них, то есть всегда))) Ну, и подбор актёров впечатляет, конечно - рязановский, "фирменный"! Присоединяюсь: продолжения не надо!
__________________ Не пей вина, Гертруда!(с) В харизме нужно родиться(с)