![]() |
#901
|
||||
|
||||
По науке нужно оценить оба образца.
__________________
— Где мои драконы?! |
#902
|
||||
|
||||
Snake_Fightin, а если никакой разницы?.. Кстати, а разве "по науке" и "по понятиям" - не одно и то же? Это важно для чистоты эксперимента.
__________________
不笑不足以为道 Последний раз редактировалось Виндичи; 21.03.2009 в 21:15. |
#903
|
||||
|
||||
Гиселер,
культуовый? ох уж это штампы! критики не судят о культовости, все, что они могут сказать читателю, - стоит или не стоит читать книгу. Цитата:
Цитата:
Миростроительство очень важно для фантастической литературы. Того же Жюль Верна больше, похоже, волновала подводная лодка и морские глубины, а не капитан Немо. Но читать-то интересно! Даже убийственную главу о том, как "Наутилус" плавает. А Толкин? Много ли из того Средиземья, что было в его черновиках, попало в книги? Он, сейчас начну ругаться, из адетерминированного мира (т.е. вообще никак не обусловленного нашими законами) создал мир детерминированный, но собственными фантастическими законами. Поэтому он живой и настоящий. Нет договора с читателем вроде "ребят, я сейчас выдумаю, что хочу, ну солнце в первой главе будет зеленым, а потом красным... почему? да захотелось!" т.е. миры приобретают некую достоверность внутри самих себя. И это очень, очень важно для фэнтези. вот прям с Толкина и важно. он же это в литературу притащил. И для скольких читателей сюжет важнее мира? кто восхищался только походом хранителей к Горе? или кто, читая опусы Сюзанны Кларк или Чайны Мьевиля (достойных миростроителей), следил только за сюжетом? и брезгливо морщил носик, говоря, что все выкрутасы с описанием Вокзала на Затерянной улице - для игростроителей? Гиселер, нет, больше нужно выяснять. постмодернизм в литературе - головоломная штука. одна центонная поэзия чего стоит. я не спорю, Сапковский - хороший беллетрист, очень хороший автор, но игры в цитатность, принцип смерти автора, интертекстуальность и "эпистемологическая неуверенность" (о как!) все-таки не для него. и он - не для них.
__________________
Stop the machines, prepare to die!
Последний раз редактировалось Лаик; 21.03.2009 в 21:39. |
#904
|
||||
|
||||
Чиго-чиго
__________________
— Где мои драконы?! |
#908
|
||||
|
||||
Виндичи,
совершенно не обязательно. это от автора зависит. можно карты, чертежи оружия, языки или моду. или, не знаю, включить главы из какой-нибудь летописи. почему нет? важно, чтобы в мире чувствовалась глубина. читаешь книгу и понимаешь, что мир выдуманный, но есть впечатление, будто за пределами книги осталась история мира, неизвестные тебе, но действующие в книге законы. это эмоции. теперь по науке. как я это понимаю. есть наш мир. со своими законами, нам вполне известными. если писатель создает НФ, он делает одно какое-нибудь допущение, например, путешествия во времени. и пляшет от него. но мир-то остался тем же. магии в нем не прибавилось, драконы не появились и силя тяготения не пропала. если автор имеет дело с фэнтези, то его мир адетерминирован, т.е. вообще никак не обусловлен законами нашего мира. его фантазия не ограничена. нет силы притяжения? ок. драконы? пойдет. сине-фиолетовое солнце? принято. но еще, хм... Толкин ведь? писал, что в зеленое солнце читатель должен поверить (или все-таки Стругацкие?!!). Это солнце должно быть обсуловлено логикой выдуманного мира, раз наша реальность ни при чем. А как создавать законы фэнтезийного мира, решает уже сам автор. Об атрибутах говорить смысла нет. Вы заметили, мы все стараемся свести к набору штампов (драконы-магия-прынцессы-бластеры-космические-корабли). Отвергаем ли мы новое? Вот вопрос... Это было отступление. Как видишь, Толкин создал Средиземье - мир с фантастическими законами, мир, у которого есть глубина. И читатели это чувствуют. Другой может сделать то же самое, но другими средствами.
__________________
Stop the machines, prepare to die!
Последний раз редактировалось Лаик; 21.03.2009 в 21:41. |
#909
|
||||
|
||||
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Мир фэнтези - вымышленный. Несомненно писателю необходимо добиться того, чтобы читатель представлял себе то, о чем читает, поэтому логические законы в мире фэнтези необходимы. Для более-менее классической вселенной - еще и физические. Но основная задача фэнтези (ИМХО), это создание образов, определенной обстановки, позволяющей затронуть те или иные проблемы человеческой личности, взаимоотношений, возможно даже философии и религии. Корни фэнтези - в мифологии, и если вспомнить изначальное назначение мифов, можно определить и роль фэнтези в современной литературе. Хорошее фэнтези - это в первую очередь - притча (будь то "Властелин Колец", "Волшебник Земноморья", "Ведьмак" или "Песнь Льда и Пламени"). Важен ли в притче мир ? Постольку, поскольку он необходим посылам данной притчи. ![]() Цитата:
Все это присутствует в романах Сапковского в избытке. И глубина, и эмоции. ;)
__________________
Я потерял равновесие... И знаю сам — Конечно, меня подвесят Когда-нибудь к небесам. Ну так что ж! Это еще лучше! Там можно прикуривать о звезды... Последний раз редактировалось Гиселер; 21.03.2009 в 21:59. |
#910
|
||||
|
||||
Лаик, не могу не согласиться. И Сапковский, кстати, целиком влезает под твоё определение:
Цитата:
Цитата:
__________________
不笑不足以为道 Последний раз редактировалось Виндичи; 21.03.2009 в 21:57. |
#911
|
||||
|
||||
Ну, я бы не абсолютизировал "создание нового мира" как обязательный и ВАЖНЕЙШИЙ элемент в фэнтези.
По мне, фантастическое произведение, отличается от прочих литературных произведений наличием ФАНТАСТИЧЕСКОГО ДОПУЩЕНИЯ. А уж какое это допущение: - "научно-техническое" (генная инженерия привела к появлению новых видов людей, т. е. рас: эльфов, гномов и ко всяким паранормальным спсособностям, фэнтези можно, ведь, построить и на этом материале); - "футуристическое" (в будущем человечество разделилось и деградировало в техническом плане, получив фэнтезийное средневековье, а-ля "Умирающая земля" Джека Вэнса) - "фарсовое" (а вот по приколу про конопляных эльфов напишу) - "мистическое" (магия и эльфы\шмельфы определяются действием таинственных сверхсил: Бога, к примеру) - "фольклорное" (как у Толкина, или у П Андерсона) - или же просто "онтологическое" (придуманый писателем новый мир и всё). Так вот, какое там допущение -- это не особо важно. И есть там "оригинальный мир", или там "мир неоригинальный", позаимстовованый откуда-то ещё, и "подробно" он прописан, или не очень, это, по-моему, не очень важно. Важно соответствуют описанные автором декорации (т е окружающая героев вселенная), целям, которые автор перед собой поставил, или нет. Если генеалогическое древо или, там, описание обычаев в одежде какого-нибудь заморского народа не нужны для сюжета, идеи, настроения или ещё чего-нибудь литературного, то зачем превращать беллетристику в "этнографическое фэнтези"? Что же до сабжа "ЦИКЛЫ и СЕРИАЛЫ", мне пришла в голову неплохая мысль. Оцените: ЦИКЛ -- это несколько сюжетно законченных литературных произведений (обычно романов или повестей), объединённых общими героями и\или местом действия (в случае с фантастикой "вселенной"). Пример: цикл о "Мире Полдня" Стругацких. СЕРИАЛ -- это несколько произведений (обычно длиной около 20 авторских листов), каждое из которых сюжетно неполноценно (как правило, в них отстутствует развязка) с целью дать возможность автору провести героя (героев) через как можно большее количество событий ("приключений"). Сериал обладает чертами одновременно повести, романа и эпопеи. Пример сериала -- "Кольцо времени" Джордана или "Отблески Этерны" Камши. С этой точки зрения история Сапкокского "Ведьмак" является ЦИКЛОМ (так как туда входят сюжетно законченные ранние повести из книги "Последнее желание"), внутри которого есть ещё и пятитомный СЕРИАЛ "Кровь эльфов"-"Владычица озера". |
#912
|
||||
|
||||
Видимо, это тенденция. Видел зарубежное издание Сапковского. Видимо, подарочное. Картонная коробка красивая. А внутри - томик в обложке. Пусть двойная плотная бумага, но переплета нет.
__________________
С утра мы надеваем чью-то маску, В теченье дня меняем мы ее. И для себя, и для других творим мы сказку, Забыв совсем лицо свое. |
#913
|
||||
|
||||
Цитата:
??? эпик. Что-то там что там. И мрачность и реализм у них одинаковые. Вот по стилю отличаеться. |
#914
|
|||||||
|
|||||||
Гиселер,
О критиках. Не люблю я, когда начинают утверждать о 99%. Тем более насклько хорошо ты знаешь работу критика, чтобы утверждать, что оценивает произведение на основе известных штампов? Да, он сравнивает его с литературной традицией. Близкие утверждения, но они не совпадают. Ладно, оставим критиков, черт с ними. О пародии. Любая пародия имеет дело со штампами, каноном, устоявшимися и часто изжившими себя художественными приемами. Но она всегда работает с каноном, с традицией. И оторваться от него не может. Иначе перестанет быть пародией. Цитата:
Цитата:
1. Фэнтези - это не совсем жанр, хотя из всей фантастической литературы, которую частенько пытается жанром обозвать, он к нему ближе всего. 2. Есть такая очень праводоподобная теория. Теория жанров Тынянова. В литературе существуют жанры центральные и периферийные. В один прекрасный момент одаренный писатель (или несколько писателей, и не обязательно это должно совершаться единомоментно) создает нечто новое, приводит с периферии жанры, которые оказываются востребованными литературой и читателями. Потом создаются хорошие работы. Потом - появляются эпигоны. Жанр автоматизируется (превращается в эдакий сборник штампов) и изживает себя. К этому времени с периферии приходят новые жанры. Я давно не видела достойных фэнтези-романов. Я жду, когда фэнтези уйдет на второй план-третий-десятый план. Жду соединения разных жанров и направлений. Может, это даст что-то новое. Точнее, уже дает. 3. И еще. Есть два очень интересных понятия. Жанровая и внежнаровая литература. Я долго задавалась вопросом, чем же они отличаются, помимо самого очевидного, что заложено в названиях. Жанровую литературу обычно относят к массовой. Произведения в ней четко следуют требованиям жанра. А та, вторая, приравнивается к литературе высокой. Когда автор перешагивает границы жанра и создает уже не только сатиру или фантастический роман, а нечто большее, что не уложится в рамках. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Фэнтези и притча. Здесь сложнее. Часть исследователей разделяют фэнтези и философскую фантастику. Некто Гусарова (статья "Тип повествования фэнтези. Сверхъестественность как жанровый критерий") даже утверждает, что чрезмерное стремление сделать текст иносказательным разрушает иллюзию достоверного мира, т.к. постоянно заставляет читателя возвращаться к действительности. Другое дело, что синтез направлений и жанров всегда (или почти всегда) был занятием благородным и благотворным. Так что фэнтези роман может быть иносказательным, но приравнивать его к притче... Там немного другой элемент фантастического. Цитата:
Цитата:
Виндичи, Глубины, достоверности мира, созданного Сапковским, я и не отрицаю. Я отрицаю то, что мир уникален-гениален-оригинален. И только это. Ну, и еще то, что к конку серии повествование виснет. Возможно, это особенности исключительно моего восприятия. Я не признаю сериалы, потому что каждый роман тогда теряет собственную ценность, превращается в одну главу, книгу без начала, без конца, без кульминации. Поэтому я и ценю в опусе Сапковского первую книгу. От нее не несет сериальностью. Что за статья Каганова? Январский МФ я не читала.
__________________
Stop the machines, prepare to die!
Последний раз редактировалось Лаик; 22.03.2009 в 01:43. |
#915
|
||||
|
||||
Цитата:
Почему? Совершенно другой польско-европейский стиль мира. А можно примеры оригинальных фэнтези? Ну кроме Мьевиля и Кларк. |
#916
|
||||
|
||||
Dragn,
не вкусовщина. Я просто сравниваю прочитанное не только с фэнтеи, но с Прустом, например. Так вот, Сапковский по сравнению с Прустом - ребенок. Если судить только в рамках одного направления, так Сапковский царь и бог. Восточноевропейское фэнтези? Колорит есть, но от канонов обычного европейского фэнтези не уйти, как ни старайся. Мьевиль и Кларк.
__________________
Stop the machines, prepare to die!
Последний раз редактировалось Лаик; 22.03.2009 в 01:37. |
#917
|
||||
|
||||
А ему и не надо. Ну вообщем мы как бы жанр фэнтези смотрим, а то если всю литературу... Ой как по мне.
Как-то мало совсем. Я вот с ходу могу вспомнить Баркера, Кука (ЧО). Жаль Мьевиль еще не читаный, ничего сказать не могу) |
#918
|
||||
|
||||
Dragn,
естественно. Я же читаю не только фэнтези. А мне лень вспоминать. И зачем перечислять еще, если есть как минимум два примера? Правильно, незачем. Фэнтези вообще редко бывает оригинальным.
__________________
Stop the machines, prepare to die!
|
#919
|
||||
|
||||
Стоп, а Баркер каким местом в Фэнтези? Я, конечно, кроме Книг крови не читал, но все же...
__________________
С утра мы надеваем чью-то маску, В теченье дня меняем мы ее. И для себя, и для других творим мы сказку, Забыв совсем лицо свое. |
#920
|
||||
|
||||
Цитата:
Литература в целом тоже. Сколько основных типов сюжета? 4 или 40? Конечное число. Так что.. Искуство. Галили. Имаджика. |