Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Вернуться   Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов > Фэнтези и фантастика во всех проявлениях > Литература

Литература Фэнтези, научная фантастика и другие направления литературы.
Подразделы: Литературный клуб

Ответ
 
Опции темы
  #461  
Старый 12.11.2008, 21:11
Аватар для Виндичи
Мастер слова
 
Регистрация: 09.09.2007
Сообщений: 1,670
Репутация: 811 [+/-]
Отправить Skype™ сообщение для Виндичи
Лаик, довольно абстрактная классификация. Причём до такой степени, что закономерные уточняющие вопросы неизбежно приведут к новым условностям. Условностям, о которых осведомлены одни филологи;)

Помню, однажды летом мне повезло: я в кои-то веки проявил инициативу и прочёл "Отверженных" Гюго, заявленных в списке. На занятиях мы это произведение так и не проходили, однако я лично получил от чтения массу удовольствия. Очень показательно. Сколько же великолепных книг, гораздо более увлекательных, осталось за бортом из-за имеющейся "программы"? Вышеупомянутые "Отверженные", если отбросить здесь неуместную национальную гордость, содержат всё, что есть в хвалёной "Война и мир" (включая объём), и в то же время написаны не в пример более живым языком. И если отмотать время назад, я определённо предпочёл бы Гюго Толстому.
__________________
不笑不足以为道
Ответить с цитированием
  #462  
Старый 13.11.2008, 14:23
Аватар для Диана
Ветеран
 
Регистрация: 04.04.2008
Сообщений: 525
Репутация: 200 [+/-]
Гюго - вне конкуренции... Наверное, когда-то делали очень хорошие переводы...
К сожалению, на данный момент школьная программа по литературе невозможно скудна. И даже если честно читать все, заявленное в учебнике, для полного образования этого не хватит.
__________________
одиннадцатиклассница. длиннющее слово, правда?
Ответить с цитированием
  #463  
Старый 13.11.2008, 15:07
Аватар для Кувалда Шульц
Sledge
 
Регистрация: 29.09.2007
Сообщений: 2,778
Репутация: 406 [+/-]
Цитата:
Сообщение от Диана Посмотреть сообщение
К сожалению, на данный момент школьная программа по литературе невозможно скудна. И даже если честно читать все, заявленное в учебнике, для полного образования этого не хватит.
Для кого? Если для интересующегося литературой человека, то да. А если ученику, чтение книг, навевает только скуку, то не точто скудна, она огромна...
__________________
Ответить с цитированием
  #464  
Старый 13.11.2008, 15:14
Аватар для ALi
Eminentissimum Dominum
 
Регистрация: 18.09.2008
Сообщений: 3,947
Репутация: 1228 [+/-]
Цитата:
Сообщение от Диана Посмотреть сообщение
для полного образования этого не хватит.
Для полного образования нужна математика и физика, химия и география, биология и т.д.
Цитата:
Сообщение от Кувалда Шульц Посмотреть сообщение
А если ученику, чтение книг, навевает только скуку, то не точто скудна, она огромна...
Ученику, который ни чем не интересуется ни чем и не поможешь. И сократи объем, все равно читать не будет. Пусть даже во всей программе по литературе будет только "Колобок" и "курочка Ряба".
__________________
Мораль пастуха отличается от морали пестуемого им стада.

Чудом Божиим при активном участии руководства страны...
Ответить с цитированием
  #465  
Старый 13.11.2008, 16:08
Аватар для Хуна
Новичок
 
Регистрация: 13.11.2008
Сообщений: 7
Репутация: 0 [+/-]
Неинтересующийся ученик и "Курочку Рябу" то разве что от родителей услышит.
Впрочем и интересующиеся разные бывают, кое кого за уши не оттащить от "Войны и мира", а "Грозу" читать ни в какую не будут. Тактики,что поделать.
Или прочитают. И навсегда запомнят, что Светлана - луч света в темном царстве, а книгу эту лучше даже в руки не брать.
Ответить с цитированием
  #466  
Старый 13.11.2008, 16:16
Аватар для ALi
Eminentissimum Dominum
 
Регистрация: 18.09.2008
Сообщений: 3,947
Репутация: 1228 [+/-]
Ну, Хуна, да. А кто говорит, что вся классика должна всем нравиться?
Мне не нравится "Обломов", а "Война и мир" - согласен, книга очень даже ничего.
__________________
Мораль пастуха отличается от морали пестуемого им стада.

Чудом Божиим при активном участии руководства страны...
Ответить с цитированием
  #467  
Старый 13.11.2008, 16:23
Аватар для Хуна
Новичок
 
Регистрация: 13.11.2008
Сообщений: 7
Репутация: 0 [+/-]
Никто и не говорит.
Лично я была без ума от "Р - значит ракета", который мы проходили в 5 классе. Или от "Мастера и Маргариты". В то время, как Войну и Мир не перенесла.
А вот то, что разбор полетов губит на корню все удовольствие от прочтения - это другой вопрос. До сих пор благодарю бога, что по "Мастеру и Маргарите" мы ничего не писали - учитель заболел.
Ответить с цитированием
  #468  
Старый 13.11.2008, 16:27
Аватар для Argumentator
double mind
 
Регистрация: 14.05.2007
Сообщений: 5,478
Репутация: 1815 [+/-]
*зевок*
"Обсуждение идет по спирали и вышло на новый виток"? А может правильнее сказать, что оно идет по окружности (или другому, менее банальному замкнутому контуру)? Мне почему-то кажется, что оно больше напоминает воспеваемый Высоцким бег на месте. Очень полезен для здоровья.
Тут очень много говорят о литературе с точки зрения нравится/не нравится. Перечисляют что хорошо а что плохо. Но все это - с позиций не педагогов. Может кто нибудь озвучить конкретные задачи (образовательные, воспитательные и т.п.) , которые ставит перед собой курс литературы в школьной программе? Чтобы было о чем спорить. Ведь вся суть - в том, чтобы правильно выбрать задачу.
__________________
"В действительности всё не так, как на самом деле." Станислав Ежи Лец

Последний раз редактировалось Argumentator; 13.11.2008 в 16:29.
Ответить с цитированием
  #469  
Старый 13.11.2008, 16:28
Аватар для ALi
Eminentissimum Dominum
 
Регистрация: 18.09.2008
Сообщений: 3,947
Репутация: 1228 [+/-]
Цитата:
Сообщение от Хуна Посмотреть сообщение
разбор полетов губит на корню все удовольствие от прочтения
Да уж. Обсуждения это ужас. Написать сочинение на тему: Как ты думаешь, что думает учитель, и попасть в его мнение.
__________________
Мораль пастуха отличается от морали пестуемого им стада.

Чудом Божиим при активном участии руководства страны...
Ответить с цитированием
  #470  
Старый 13.11.2008, 16:48
Аватар для Кувалда Шульц
Sledge
 
Регистрация: 29.09.2007
Сообщений: 2,778
Репутация: 406 [+/-]
Цитата:
Сообщение от Argumentator Посмотреть сообщение
Ведь вся суть - в том, чтобы правильно выбрать задачу.
О задаче, я писал выше. Два раза. По-твоему мнению какая задача у школьной программы?
З. Ы. Напишу третий раз. Ознакомительная. Как и всё школьное образование.
__________________
Ответить с цитированием
  #471  
Старый 13.11.2008, 16:52
Аватар для Argumentator
double mind
 
Регистрация: 14.05.2007
Сообщений: 5,478
Репутация: 1815 [+/-]
Кувалда Шульц - кажется, это твое мнение, что задача ознакомительная, так? А в официальных документах ее должны попунктно расписывать: в каком месте она тебя образовывает, в каком - развивает эмоционально, в каком - умственно и т.д. Так положено (по хорошему). Мне тут как раз читают курс "Методика преподавания химии" - так в рамках школьного курса химии положено "формироватьвать естественно научную картину мира" и "способствовать образованию правильного мировоззрения, экологического воспитания". И так далее.
__________________
"В действительности всё не так, как на самом деле." Станислав Ежи Лец

Последний раз редактировалось Argumentator; 13.11.2008 в 16:54.
Ответить с цитированием
  #472  
Старый 13.11.2008, 17:24
Аватар для Кувалда Шульц
Sledge
 
Регистрация: 29.09.2007
Сообщений: 2,778
Репутация: 406 [+/-]
Цитата:
Сообщение от Argumentator Посмотреть сообщение
Мне тут как раз читают курс "Методика преподавания химии" - так в рамках школьного курса химии положено "формироватьвать естественно научную картину мира" и "способствовать образованию правильного мировоззрения, экологического воспитания". И так далее.
А что тут плохого? Давай приведи более точные паралели... Методички, то же люди пишут. И как им писать? "формироватьвать естественно НЕнаучную картину мира"?

"способствовать образованию ОРИГИНАЛЬНОГО мировоззрения, экологического воспитания".
так что-ли? Причём здесь литература? Литература это всё-таки "гуманитарная" наука, в отличие от "точной" Химиии...
__________________
Ответить с цитированием
  #473  
Старый 13.11.2008, 17:54
Аватар для Argumentator
double mind
 
Регистрация: 14.05.2007
Сообщений: 5,478
Репутация: 1815 [+/-]
Кувалда Шульц - это вполне нормальный подход, и я его ничуть не критикую. Я привел это потому, что в принципе для каждого предмета должен существовать в программе обучения подробный разбор чему данный конкретный урок посвящен по трем направлениям: развитие знаний, умений, навыков; развитие умственных способностей; формирование мировоззрения. По каждому предмету. В каждом учебном плане. Так положено. И мне интересно что пишут в учебных планах по литературе. Не то, что форумчане думают, что там пишут (это уже во вторую очередь), а именно то, что пишут учителя, методисты и дидактики. В общем, работники педагогической науки.
__________________
"В действительности всё не так, как на самом деле." Станислав Ежи Лец

Последний раз редактировалось Argumentator; 13.11.2008 в 17:58.
Ответить с цитированием
  #474  
Старый 13.11.2008, 20:49
Аватар для Aster
Гуру
Король Мира Фантастики
 
Регистрация: 17.05.2006
Сообщений: 7,338
Репутация: 1811 [+/-]
Argumentator, вопрос интересный. Собственно, от этого и надо скакать.
Кувалда Шульц, да, литература - гуманитарный предмет. И что? Ознакомился и все?
Обратимся к БСЭ
Цитата:
ГУМАНИТАРНЫЙ (франц . humanitaire, от лат. humanitas - человеческая природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, напр. гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология, искусство, история и т. п.).
Так что так, на вскидку, задача гуманитарной науки (в рамках школьной программы) - сформировать представле о человеческой личности и проч.
__________________

С утра мы надеваем чью-то маску,
В теченье дня меняем мы ее.
И для себя, и для других творим мы сказку,
Забыв совсем лицо свое.
Ответить с цитированием
  #475  
Старый 13.11.2008, 20:58
Аватар для Кувалда Шульц
Sledge
 
Регистрация: 29.09.2007
Сообщений: 2,778
Репутация: 406 [+/-]
Aster, И что? Что принудительное чтение и обсуждение, определённых произведений, должно сформировать?
__________________
Ответить с цитированием
  #476  
Старый 13.11.2008, 21:04
Аватар для Noktigula
Ветеран
 
Регистрация: 15.07.2006
Сообщений: 957
Репутация: 146 [+/-]
Кувалда Шульц, а что, принудительное решение алгебры не развивает мышление? А принудительное приучение к дисциплине с детства не помогает в жизни?
И таких примеров принудительности очень много на самом деле.
__________________
No one cares about me! © Ray Charles
Ответить с цитированием
  #477  
Старый 13.11.2008, 21:15
Аватар для Argumentator
double mind
 
Регистрация: 14.05.2007
Сообщений: 5,478
Репутация: 1815 [+/-]
Переборол природную лень и...
Скрытый текст - о преподавании литературы:
V-VI классы
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад, и др.

VII-VIII классы
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становятся систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

IX класс
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей и проч.), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.
Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ художественных произведений.

Учащиеся 10-х и 11-х классов получают возможность осваивать учебную дисциплину “Литература” на общеобразовательном или профильном уровне. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа. Профильный уровень изучения литературы предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Литература", обеспечивает преемственность ступеней образования (школа - вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формировании общей литературоведческой культуры, умении анализировать художественный текст с использованием знаний в области истории и теории литературы с привлечением литературной критики (в стандарт включены фрагменты статей Н.А.Добролюбова, А.А.Григорьева, А.В.Дружинина, Д.И.Писарева). Не менее важными являются умения делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять литературные произведения разных эпох.

Если кто найдет ГОСТ - скажу спасибо.
Цитату брал отсюда.
__________________
"В действительности всё не так, как на самом деле." Станислав Ежи Лец

Последний раз редактировалось Argumentator; 13.11.2008 в 21:18.
Ответить с цитированием
  #478  
Старый 17.11.2008, 01:11
Аватар для Тенгель
Историческая личность
 
Регистрация: 31.12.2005
Сообщений: 2,851
Репутация: 602 [+/-]
Аргументатор -- совершенно прав.
В принципе, именно так задачи для школьного учителя при преподавании гумантираных предметов и формулируются.
Я,хоть и не учитель литературы, а по образованию школьный учитель истории (и даже в школе поработал немного), могу сказть, что для истории задачи формулируются примерно также.
Если есть у кого желание, могу этот текст простыми словами объяснить.
Ответить с цитированием
  #479  
Старый 17.11.2008, 01:59
Аватар для Лаик
Hello there
 
Регистрация: 20.01.2006
Сообщений: 3,704
Репутация: 561 [+/-]
О задачах, целях и проблемах школьного образования. Оччень интересная статья, особенно если сравнивать ее с той информацией, которую любезно предоставил Аргументатор.
Богин "Несколько аспектов проблемы школьного образования и некоторые размышления о путях ее решения"
Главное - статью осилить. Она прелюбопытна.

Как и обещала, несколько ссылок на статьи об интерпретации.
Тынянов. Литературный факт,
Потебня. Мысль и язык (головоломная статья, но она стоит того, чтобы ее прочитать),
Еще две статьи как залью на какой-нибудь хостинг, так выложу. Сейчас лень этим заниматься, товарищи. )
__________________
Stop the machines, prepare to die!
Ответить с цитированием
  #480  
Старый 17.11.2008, 15:25
Аватар для Argumentator
double mind
 
Регистрация: 14.05.2007
Сообщений: 5,478
Репутация: 1815 [+/-]
Лаик - все это было мне ну о-очень интересно (за исключением последней статьи, содержание которой мне в общих чертах известно из университетского курса языкознания), но, увы, к обсуждаемой теме или отношения не имеет ("Литературный факт"), или имеет, но крайне касательное ("Несколько аспектов...").
Мы тут обсуждаем школьную программу по литературе. Итак, выполняет ли современная школа преподавания литературы задачи, приведенные выше?-)
__________________
"В действительности всё не так, как на самом деле." Станислав Ежи Лец
Ответить с цитированием
Ответ

Метки
образование


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 08:58. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.