Год выхода: 1986 Страна: СССР Жанр: фантастика/комедия/драма Длительность: 135 Премьера (мир): 30 марта 1987
Скрытый текст - Создатели фильма:
Авторы сценария: Резо Габриадзе (в титрах Реваз Габриадзе), Георгий Данелия Режиссёр-постановщик: Георгий Данелия Режиссёры: Л. Биц, К. Геворкян и Галина Данелия-Юркова Оператор-постановщик: Павел Лебешев Оператор: Ю. Яковлев Художники-постановщики: Александр Самулекин, Теодор Тэжик Композитор: Гия Канчели Звукооператор: Екатерина Попова-Эванс (в титрах Екатерина Попова) Художники по костюмам: С. Кахишвили, Т. Прошина, А. Спешнева, Н. Серебряков Монтажёры: Т. Егорычева, Н. Добрунова Художник-гримёр: Н. Насекина Оператор: А. Двигубский Художник: П. Хурумов Инженеры-дизайнеры: В. Соломыков, А. Батынков, В. Данилюк, С. Варшавский, В. Колейчук, В. Чибисов Художник-декоратор: А. Бессольцын Художник-фотограф: Е. Кочетков Мастер по свету: Г. Иванов Осветители: М. Журавкин, В. Кулик, М. Жердин Ассистенты режиссёра: Е. Ремизова, С. Хахам Ассистенты оператора: Ю. Кобзев, А. Широков Административная группа: Э. Белоусов, Г. Давыдов, С. Сендык, А. Притчин Редактор: Л. Горина Музыкальный редактор: Р. Лукина Директор картины: Николай Гаро
Скрытый текст - Актёрский состав:
Главные роли:
• Станислав Любшин — Владимир Николаевич Машков (Прораб)
• Евгений Леонов — Уэф
• Леван Габриадзе — Гедеван Александрович Алексидзе (Скрипач)
• Юрий Яковлев — Би
Скрытый текст - В остальных ролях:
• Ольга Машная — Деконт (помощница Абрадокса)
• Лев Перфилов — Кырр (чатланин-диссидент, живущий на катере)
• Анатолий Серенко — босоногий инопланетянин-путешественник
• Ирина Шмелёва — Цан (женщина на самоходной тележке)
Скрытый текст - В эпизодах:
• Игорь Боголюбов — личный пацак господина ПЖ
• Валентин Букин — черноусый наглый эцилопп, летающий на пепелаце
• Юрий Воронков — крупный бородатый человек. Появляется в роли чатланина у колеса обозрения и в роли пацака в вагонетке
• Николай Гаро — господин ПЖ
• Валентин Голубенко — третий охранник ПЖ у бассейна (высокий, могучий, носатый, без бороды)
• Александра Дорохина — вахтёрша в тоннеле, с которой пытался познакомиться Уэф
• Геннадий Иванов — эцилопп-негр у входа в «универсам»
• Олеся Иванова — лохматая женщина у колеса обозрения (стучала по клетке, чтобы Би и Уэф прекратили петь)
• Игорь Кан — роль неизвестна
• Александр Литовкин — главарь контрабандистов
• Виктор Маренков — пацак-сторож на пепелацедроме, который носит на голове змеевик
• Анатолий Мартынов — роль неизвестна
• Олег Матвеев — первый охранник ПЖ у бассейна (молодой, с подвижным треугольным лицом, в перчатках)
• Виктор Махмутов — рыжий чатланин в поезде
• Татьяна Новицкая — работница планетария
• Татьяна Перфильева — старушка в вагонетке подземного поезда, сидевшая рядом с Би
• Людмила Солоденко — чернокожая женщина у колеса обозрения, которая кидалась песком в Уэфа
• Владимир Фёдоров — карлик в жёлтых штанах
• Валерий Фролов — роль неизвестна
• Харий Швейц — второй охранник ПЖ у бассейна (бородатый толстяк)
• Галина Данелия-Юркова (в титрах Г. Юркова) — жена Машкова
• Геннадий Ялович (в титрах И. Ялович) — эцилопп «в штатском» («Пацаки, а вы почему не на коленях выступаете?»)
Скрытый текст - Не указанные в титрах:
• Георгий Данелия — Абрадокс
• Вероника Изотова — рабыня главаря контрабандистов
• Юрий Наумцев — судья
• Владимир Разумовский — эцилопп с намордниками
• Нина Русланова — Галина Борисовна
• Нина Тер-Осипян — мама ПЖ
Скрытый текст - Сюжет фильма:
• В центре Москвы, несмотря на холодную погоду, стоял босоногий человек в рваном пальто, представившийся жителем планеты Узм, номер 247 в Тентуре, галактика Бета в Спирали, и задавал прохожим странный вопрос: «Скажите номер вашей планеты в Тентуре или хотя бы номер Галактики в Спирали? Я перепутал контакты и теперь не могу вернуться домой». Случайные прохожие, которыми оказались прораб Владимир Николаевич Машков («дядя Вова») и грузинский студент Гедеван («Скрипач»), пытаются помочь. Стараясь убедить незнакомца в том, что он болен, прораб протягивает руку к «машинке перемещения» и, несмотря на уверения незнакомца в том, что обращаться с незнакомой техникой без специальной подготовки нельзя, со словами «да можно…» нажимает на ней произвольную кнопку. Машинка срабатывает и перемещает дядю Вову и Скрипача на планету Плюк в галактике Кин-дза-дза.
• Жители этой планеты выглядели как люди и быстро освоили русский язык, так как умели читать мысли, однако их собственный чатланский язык состоял лишь из нескольких слов. Хотя планета Плюк оказалась технически более развита, чем Земля (доступны путешествия в космосе, межпланетная связь, более совершенное оружие и т. п.), техника её обитателей была ржавой, изношенной и плохо работающей.
• Всё население Плюка, как и других планет Галактики Кин-дза-дза (например, Хануда), делилось на две категории — «чатлане» и «пацаки», принадлежность к одной из которых выяснялась с помощью визатора. Плюк был чатланской планетой, поэтому пацаки на Плюке должны были носить в носу колокольчик (цак) и при встрече с чатланином приседать перед ним особым образом («делать Ку»). Существовали и другие виды дискриминации пацаков — им назначались более жёсткие наказания за правонарушения, артисты-пацаки имели право выступать в определённых местах только в железной клетке, существовала сегрегация в общественном транспорте и др.
• Дядя Вова и Скрипач, оказавшиеся пацаками, ищут способ вернуться на Землю. Они вступают в контакт с двумя артистами — пацаком Би и чатланином Уэфом, у которых есть собственный космический корабль — пепелац. Однако в пепелаце артистов отсутствует необходимая для межзвёздных полетов деталь — гравицаппа, поисками которой землянам приходится заняться. А затем им предстоит выручать своих новых друзей из лап местных блюстителей закона — эцилоппов.
• Неожиданным подспорьем оказывается то, что величайшей ценностью на Плюке является «КЦ» (произносится «кэ-цэ») — обыкновенная спичка, самый дешёвый товар народного потребления в СССР (коробок стоил одну копейку, а продукция некоторых спичфабрик продавалась за ту же копейку парами). Обладание КЦ сильно повышает социальный статус жителей планеты. Из-за неприспособленности землян к реалиям жизни на Плюке весь запас спичек Владимира Николаевича оказывается потерянным (частично похищен контрабандистами при неудачной попытке Машкова приобрести гравицаппу за контрабандный КЦ, частично присвоен судьёй в качестве взятки за смягчение наказания Уэфу и Би, частично испорчен самим Владимиром Николаевичем при машинальных попытках закурить в стрессовых ситуациях).
• К счастью для себя, земляне открывают новый источник дохода — земные песни в их исполнении находят горячий отклик в душах плюкан. Хорошие заработки позволяют надеяться на скорейший выкуп Уэфа и Би из плюканской тюрьмы («эциха»). К сожалению, после освобождения артистов из эциха (происшедшего, однако, не путем выкупа, а путем учинения небольшого бунта против главы местной власти — Господина ПЖ) выясняется, что возврат на Землю при помощи пепелаца крайне затруднителен, потому что на пути между Плюком и Землей находится планета Альфа.
• Жители Альфы — высокоразвитое общество, стремящееся исправить все недостатки Вселенной и навязать всем своё понимание мира. Они имеют привычку превращать оказавшихся в их распоряжении плюкан и ханудян в кактусы, так как считают продолжение жизни в виде растения благом для них (и для всех). Би и Уэф предлагают землянам не лететь на Землю, а остаться с ними, накопить денег благодаря исполнению новых (земных) песен, выкупить опустошённую войной с Плюком пацакскую планету Хануд и воздух к ней, после чего установить собственное деспотичное правление над всеми, кто решит переселиться на Хануд. Но в итоге возможность обретения большого количества КЦ на Земле берет своё, и артисты, рискуя собой, пытаются провезти Гедевана и дядю Вову на Землю мимо планеты Альфа. В результате этой попытки Би и Уэф оказываются во власти жителей Альфы, которые по своему обыкновению собираются превратить их в кактусы. Однако по просьбе дяди Вовы, высказанной им от имени планеты Земля, возвращают всех четверых на Плюк, в прошлое, где Уэф и Би ещё сидят в эцихе. Там их находит босоногий странник, по косвенной вине которого те оказались на Плюке. Странник возвращает землян на Землю, а Уэф и Би отказываются перемещаться вместе с ними, так как не представляют себе жизни в обществе, где отсутствует цветовая дифференциация штанов. Однако, имея в распоряжении гравицаппу и оружие (транклюкатор), они могут надеяться на повторный побег из эциха.
• После возвращения на Землю всё произошедшее кажется дяде Вове и Гедевану странным сном, пока они случайно не встречаются друг с другом на том же самом месте в Москве, где они повстречали странника в начале фильма…
Скрытый текст - Описание фильма:
Скрытый текст - Персонажи:
Скрытый текст - Земляне:
• Владимир Николаевич Машков (он же дядя Вова) — строитель, прораб. Живёт в Москве в трёхкомнатной кооперативной квартире недалеко от Калининского проспекта вместе с женой Люсей и сыном Кириллом.
• Гедеван Александрович Алексидзе (он же Скрипач) — студент-первокурсник текстильного института города Иваново. Приехал в Москву, чтобы передать профессору Рогозину скрипку, забытую им после банкета.
• Людмила (Люся) Машкова — жена дяди Вовы.
• Галина Борисовна — строгий представитель администрации текстильного института. По-видимому, зам. декана по учебной работе.
Скрытый текст - Ханудяне:
• Би — бедный артист, пацак, владелец старого пепелаца. Путешествует по галактике вместе со своим старым другом — чатланином Уэфом, исполняя песни.
• Уэф — бедный артист, чатланин. Выступает вместе с пацаком Би.
Скрытый текст - Плюкане:
Скрытый текст - Чатлане:
• Господин ПЖ — губернатор планеты Плюк в галактике Кин-дза-дза. В целом благоволит пацакам, что вызывает недовольство экстремистски настроенной части чатлан. Иногда, чтобы соблюсти «баланс», издаёт указ о том, что все пацаки, проживающие в столице планеты, должны «надеть намордники и радоваться».
• Мама ПЖ — старушка, впавшая в маразм. Носит малиновые штаны и четыре лампочки на шлеме.
• Контрабандист со шрамом — главарь шайки контрабандистов.
• Однорукий — подручный контрабандиста со шрамом.
• Подружка контрабандиста со шрамом — женщина лет тридцати с усталым лицом.
• Рабыня главаря контрабандистов — красавица, за некие провинности отданная в рабство. Вероятно, выкуплена из эциха главарём контрабандистов.
• Чатланин, живущий на катере (в сценарии — Кырр) — ненавидит пацаков, презирает господина ПЖ, можно сказать, диссидент.
• Жёлтые Штаны — богатый карлик, живущий в столице. Владеет небольшим количеством КЦ и поэтому имеет право носить жёлтые штаны.
• Колоссальная вахтёрша — женщина с огромным бюстом, во власти которой — пропустить или не пропустить граждан и гостей Плюка на станцию подземной железной дороги. Отвергла ухаживания Уэфа (но пропустила его вместе со спутниками).
• Работница планетария — крупная властная женщина с синяком под глазом. Обладает сверхспособностями даже по меркам Плюка (как и все её коллеги).
• Рыжий чатланин — эпизодический персонаж. Очень угодливо смеётся, когда видит эцилоппа (и Уэф ему вторит).
• Яркие представители чатланского простонародья — среди них в фильме особенно выделяются: огромный, серьёзный мужчина с большой бородой; пожилая лохматая женщина, которая терпеть не может немелодичное пение; чернокожая красавица (в плохих певцов склонна швыряться песком).
• Эцилоппы — местные представители власти. Продажны, вороваты и хамски себя ведут. Подчиняются господину ПЖ. В частности:
• Черноусый патрульный — прилетает на пепелаце и даёт Машкову наглядный урок покорности и осмотрительности.
• Седоусый мздоимец — поначалу соглашался поймать нарушителей закона не иначе как за 40 чатлов. Но когда Машков взял его «на испуг», мздоимец тут же совершенно бесплатно вызвал «все посты», а странных земных пацаков заверил, что он «не бездействовал, а сразу на каппу нажал».
• Чернокожий страж — если кто-то пытается пролезть в Центр на дармовщину, через систему вентиляции, страж уже поджидает его там и взимает плату.
• Постовые на пути следования поезда — периодически останавливают поезд, что-то проверяют и затем жестом разрешают ехать дальше. Один постовой — старик в капюшоне, другой же, охраняющий водяной завод, — молодой мужчина, которому лень даже руку поднять.
• Судья — суров и коррумпирован. Если бы его не подкупили КЦ, бумажной пилоткой и бесплатным глотком уксуса — он бы устроил всем четырём героям «весёлую жизнь».
• Тайный агент — одет в гороховое пальто и зелёные штаны. Маскируется под штатского; однако носит с внутренней стороны лацкана лампочку-аусвайс. Очень хладнокровный человек, не лишённый, впрочем, некоторой склонности к лирике.
• Толстяк с намордниками — следит за чётким исполнением указов господина ПЖ, но и свой интерес блюдёт. Жестоко, но заслуженно бит и унижен Машковым и Гедеваном.
• Охранники ПЖ — три амбала в бассейне ПЖ: один с подвижным треугольным лицом и в перчатках, другой бородатый толстяк, а третий — длинноносый силач.
• Хранитель эцихов — до тех пор, пока не прикажут закатить или выкатить эцих, спит в уголке, прикрывшись лохмотьями.
Скрытый текст - Пацаки:
• Личный пацак господина ПЖ — пожилой пацак с громким голосом, принадлежащий господину ПЖ. Служит правителю чем-то вроде личного шута. В одной из сцен появляется с характерной плюканской «сумкой» на заду, как носят лишь плюканские женщины.
• Тачаночница (в сценарии — Цан) — бедная артистка. Путешествует по Плюку на самоходной тележке и даёт концерты.
• «Брат-пацак» — сторож пепелацедрома. Носит на голове змеевик. Всё время вымогает у проходящих людей плату за разные мелкие услуги, которые им оказывает. Любимая фраза: «Пусть ещё что-нибудь даст».
• Старушка в поезде — очень пугливая и законопослушная пацачка. Как только услышит имя правителя в чьих-то речах или мыслях — тут же спешит всех заверить: «Я очень люблю ПЖ!»
• Акробатка — молодая пацачка у колеса обозрения. Охотно услужает чатланам. Иногда передвигается не как все люди, а методом сальто. На плохое пение артистов реагирует грубой бранью.
Скрытый текст - Жители Альфы:
• Абрадокс — правитель или высокопоставленный чиновник планеты Альфа.
• Деконт — помощница Абрадокса.
Скрытый текст - Житель планеты Узм:
• Босой путешественник — житель планеты Узм, 247 в тентуре, галактика Бета в спирали. Путешествует по Вселенной при помощи машинки перемещения. Есть сын на Узме.
Скрытый текст - Видео:
• Фильм снят на цветной плёнке «ДС» (ширина 35 мм, длина 3693,4 м). Хотя первоначально для фильма была выделена высококачественная плёнка «Кодак», но режиссёр Г. Данелия и оператор фильма П. Лебешев решили, что изображение должно быть жёстким — без полутонов и хорошей проработки теней. В связи с этим, вся плёнка «Кодак» была отдана другой съёмочной группе, а фильм «Кин-дза-дза!» снимался на менее качественной советской плёнке «ДС» (дневного света).
• Фильм был изначально запланирован как двухсерийный. Однако, когда он был снят, режиссёру Г. Данелии показалось, что в фильме есть длинноты, которые он сократил. В итоге получилась одна серия длительностью 105 минут. Но на киностудии «Мосфильм» режиссёру категорически запретили сдавать одну серию, так как в этом случае получалось, что киностудия недосдала государству одну картину (было запланировано две единицы — две серии, а получилась одна единица — одна серия). Соответственно, 5 тысяч человек недополучили бы зарплату. В итоге, режиссёр восстановил все вырезанные эпизоды и на экраны в 1986 году фильм вышел в двух сериях общей продолжительностью 135 минут. Сокращённый вариант фильма демонстрировался лишь однажды, по словам Г. Данелии, на фестивале, «который был на пароходе — какие-то японцы приезжали».
• В 1999 году руководство киностудии «Мосфильм» приняло программу восстановления фонда фильмов прошлых лет. В рамках этой программы совместно с Киновидеообъединением «Крупный план» были проведены работы по полной реставрации изображения и звука 35 фильмов, в том числе и фильма «Кин-дза-дза!». Фильм был восстановлен и подготовлен к записи на DVD. Релиз отреставрированного фильма на DVD состоялся 10 декабря 2001.
• Если вышедший в 1986 году фильм состоял из двух серий и длился 135 минут, то продолжительность отреставрированного фильма оказалась несколько меньшей: версия на VHS — 128 минут, а версия на DVD — 127 минут.
Скрытый текст - Музыка:
• Автор основной музыкальной темы к фильму — композитор Гия Канчели. Исполняет музыку Государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки.
• Песня «Одесситка» звучит в начале и в конце фильма из телевизора в квартире дяди Вовы, по которому демонстрируется сцена из художественного фильма «Котовский» 1942 года. В этой сцене белогвардейские офицеры во время гражданской войны сидят в ресторане и смотрят зажигательное выступление певицы, танцующей канкан и исполняющей эстрадные куплеты о весёлой и разгульной жизни одесситок («Одесситка — вот она какая, / Одесситка — пылкая, живая! / Одесситка пляшет и поёт, / Поцелуи раздаёт / Тем, кто весело живёт!… Я Одессой-мамой рождена, / Ничему я не верна, кроме денег и вина …Одесситка — пьёт она вино / Добродетель, всё равно, потеряла уж давно!»). Музыка к канкану для фильма «Котовский» была написана композитором Оскаром Строком, который, собственно, её и исполняет, играя в фильме аккомпаниатора в ресторане. Автором текста куплетов «Одесситка» является Л. М. Зингерталь.
• Песня «Мама, что мы будем делать» («Ах, мама, мама, что мы будем делать, / Когда настанут зимни холода? / У тебя нет тёплого платочка, / У меня нет зимнего пальта!») также звучит в телевизоре дяди Вовы, по которому идёт фильм «Котовский». В этом фильме она исполняется мужским хором в качестве припева к куплетам «Одесситка». Данная песня известна с начала XX века. Она получила особую популярность благодаря Леониду Утёсову, который создал «комический хор», где её пели артисты, изображавшие нищих. Кроме того, в фильме «Кин-дза-дза!» эту песню неоднократно исполняют попавшие на Плюк земляне, но в этом случае дядя Вова играет на скрипке к ней мелодию из «Колыбельной» композитора И. Филиппа.
• Русская народная песня «На речке, на речке, на том бережочке мыла Марусенька белые ножки», которую поёт Уэф, когда его увозят в железном ящике (эцихе) на Плюке, а также когда его отправляют в оранжерею на Альфе, звучит в большинстве фильмов Г. Данелия, где снимался Е. Леонов, начиная с комедии «Тридцать три» (в одном интервью с Г. Данелия он рассказал, что это была любимая песня Е. Леонова).
• Песня «Strangers in the Night» («Странники в ночи»), которую поют Гедеван и дядя Вова в столице, — одна из самых популярных песен Фрэнка Синатры, исполненная им в 1966 году. Несмотря на популярность песни, сам Синатра её не любил и называл «дерьмовой» («a piece of shit») или «наих…вейшей песней» («the worst fucking song»). В автобиографической книге «Тостуемый пьёт до дна» в рассказе «Выкинутый вальс» режиссёр фильма Г. Данелия описывает случай, произошедший с ним и композитором А. Петровым в Италии, который объясняет, почему он выбрал именно эту песню для сцены, где герои униженно поют в клетке на коленях. Согласно Г. Данелия, однажды в гостиницу, где они жили, пришла римская проститутка и стала долго упрашивать и умолять Петрова сочинить музыку для песни её сестры. Для доказательства своего умения петь, сестра проститутки, которая также пришла в гостиницу, спела Петрову и Данелии куплет как раз из песни «Strangers in the Night».
• Песня «Ку. Ку. Ку. Ку. Ыыыыыы», которую громко поют Уэф и Би, а местные жители, желая, чтобы те скорее прекратили своё выступление, стучат им по клетке и кидают в них песок, была создана специально для фильма. Для неё Гия Канчели сочинил мелодию, где использовались только две ноты. При записи музыки её исполняли четыре человека: пианист и композитор Игорь Назурук издавал неприятные звуки на синтезаторе, режиссёр Георгий Данелия играл на скрипке, профессиональный скрипач скрипел старым ржавым замком, а композитор Гия Канчели царапал бритвой по стеклу.
Скрытый текст - Места съёмок:
• Для съёмок сцен в квартире Машкова Н. М. Гаро предоставил собственную квартиру.
• Сцена встречи Машкова и Гедевана снималась в Москве на Калининском проспекте (ныне улица Новый Арбат). Булочная, куда шёл дядя Вова, располагалась в доме № 28 (сейчас в этом доме ресторан «Кишмиш»), а странник стоял у угла дома № 26.
• Сцены в пустыне снимались в Туркмении в пустыне Каракумы недалеко от города Небит-Даг (ныне г. Балканабад).
• Сцена сна Гедевана, где он разговаривает с Галиной Борисовной, снималась в Ярославле напротив дома Общества врачей (Волжская набережная, дом 15). В настоящее время в этом доме располагается клиническая больница № 1 г. Ярославля, а именно родильное отделение.
• Эпизод, где герои едут на вагонетке в тоннеле, снимался в московском метро на месте строящейся станции Полянка.
Сцены, где множество людей качает насосы, а также сцена чемпионата по игре в плюку снимались в 1 павильоне Мосфильма.
• Некоторые сцены в «столице» Плюка, по словам Г. Данелия, снимались на колосниках кинопавильона.
• Эпизод, в котором герои в клетке поют «Strangers in the Night», снимался под вращающейся сценой Театра Советской Армии.
• Сцены дворца ПЖ и эциха снимали в 4 павильоне Мосфильма.
Скрытый текст - Киноляпы:
• Когда Гедеван подходит к страннику, он сразу же открывает сумку, достаёт из неё носки и держит их в руках. Однако уже в следующем кадре носков у него в руке не оказывается. Гедеван опять открывает закрытую сумку и начинает в ней рыться в поисках носков.
• У Машкова, когда он подходит и разговаривает со странником, поднят воротник пальто, однако в ракурсах крупным планом воротник оказывается опущен.
• Также в сцене разговора со странником видно, что из правого кармана пальто Машкова торчит газета. Однако в первой сцене на Плюке газета оказывается уже в левом кармане пальто, хотя переместились они туда мгновенно.
• Дядя Вова спускается по лестнице к контрабандистам. На левой руке у него видны часы. Однако когда он входит в комнату и делает «ку», видно, что часов на руке уже нет. Несколькими секундами позже в той же сцене часы вновь оказываются на левой руке Машкова.
• Сцена, где Машков, стоя внутри пепелаца, спрашивает: «Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража?». Справа от героев декорация, изображающая внутренний край шлюза пепелаца. Однако в следующей сцене этот край шлюза оказывается в 2—3 раза тоньше, более ржавым и другого цветового оттенка.
• Сцена, где герои летят в пепелаце после того, как у Машкова контрабандисты похитили КЦ. Видно, что несколько раз за сцену у Уэфа изменяется длина щетины на лице.
• Сцена, где Уэф и Би делают «ку» эцилоппу. В ракурсе сзади от героев видно, что слева стоит Би, а справа Уэф. Однако в ракурсе спереди, со стороны удаляющегося эцилоппа, уже Би стоит справа, а Уэф слева.
• Сцена, следующая сразу после эпизода, где нашёлся потерявшийся Гедеван. Сначала показывается пустыня, а потом в кадр входит закуривающий Машков. Однако за секунду до того как в кадре появляется Машков, на песке пустыни неожиданно возникает дорожка со следами, видимо, оставленными кем-то из съёмочной группы.
• Сцена, где Машков и Скрипач просят тачаночницу подвезти их до города. На кадрах, где камера снимает героев сзади, тень от них падает назад, но при съемке фронтально, тень от героев падает уже вперёд.
• Сцена перед кораблём Кырра. Вид сзади на тачанку — сначала в клетку входит Скрипач, потом тачаночница и, наконец, Машков. Однако на фронтальном ракурсе видно, что Машков стоит внутри клетки, а Скрипач возле выхода из неё.
• Сцена, где Би разбивает скрипку об голову Уэфа. Хорошо видно, что большого куска скрипки со спичкой внутри, который Машков увидит в следующем кадре, на песке нет.
• При входе в «универсам» на Гедеване надет красный однотонный галстук. Однако уже в тоннеле и других сценах в «столице» галстук оказывается красным в белую полоску. В сцене в «планетарии» галстук снова становится однотонным.
• В тоннеле (перед тем как сесть на поезд) герои идут по настилу из досок, хотя деревьев на Плюке нет.
• В конце сцены, где эцилопп расставляет гвозди, на левый угол эциха падает тень камеры или съемочного оборудования.
• По сюжету фильма Машков носит пилотку из газеты на грузинском языке; позже эту пилотку заберёт себе эцилопп-судья, а затем она окажется на голове господина ПЖ. Однако если пилотки у Машкова и ПЖ одинаковые, то пилотка на голове эцилоппа от них отличается.
• В сцене, где Машков с Гедеваном бьют эцилоппа с намордниками, видно, что от шлема с лампочками по его спине идёт провод. Хотя по фильму шлем отдельного питания не требовал.
• Ляп с декорацией эциха. Когда с грохотом выезжает «последний эцих», он врезается в стену и стена проламывается. Во-первых, странно было бы делать тюрьму с такими хрупкими стенами. Во-вторых, если это было бы и так, то на месте, где врезается эцих, уже была бы вмятина от множества предыдущих эцихов, а тут она была нетронутой до того момента, как в неё врезался эцих по указанию землян. В-третьих, когда герои прорезают дыру в стене, показано, что стена из цельного металла толщиной 30—40 см. Такая стена не должны была бы рассыпаться от удара эциха.
• В сцене на экологически чистой Альфе, где герои разговаривают с Деконт, в кадр несколько раз попадает дымок.
• Сцена, где Гедеван поворачивает пилотку на голове ПЖ. Как на ракурсе со спины ПЖ, так и на крупном плане его лица, пилотка повёрнута к камере одной и той же стороной газеты, хотя должна быть противоположными.
Скрытый текст - Интересные факты:
• Когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко. Чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово «Ку», которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь другое слово. Стали думать. Выдвигались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и др. Пока думали, Черненко не стало (Константин Устинович пробыл у власти чуть более года: с февраля 1984 по март 1985). Так слово «Ку» осталось в фильме.
• По сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу. Так, на Альфу вместо Земли герои в сценарии попали из-за того, что перепились и промахнулись. Когда фильм уже был снят, как раз развернулась антиалкогольная кампания, и чачу заменили на уксус, а причиной попадания на Альфу сделали обычную неудачу.
• Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм, вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.
• Многие элементы оформления, используемые в фильме, были найдены буквально в день съёмок. Так, например, повязка на голове Уэфа — это часть экипировки лётчика (найденная самим Данелия на авиационной свалке, с которой были заимствованы колеса для пепелаца).
• В фильме чатланин с транклюкатором после фразы «Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!» просто уходит по пустыне вдаль. Вновь он появляется в фильме лишь в сцене, где герои открывают эцих. В сценарии его роль более развёрнута. Там его звали Кырр и он, разозлившись на наглых пацаков, из-за которых ему пришлось выстрелить в шар с «последним выдохом» его собственного отца, ушёл из заброшенного катера в город, чтобы транклюкировать доведшего до этого планету господина ПЖ. В городе он взорвал шар с «последним выдохом господина ПЖ», устроил революцию и захватил власть. После этого его все стали называть «папа Кырр». В сцене с «последним эцихом» герои встречаются уже не с Кырром, а с господином ПЖ, которого посадили в железный ящик.
• Слово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu», которое можно перевести как «задница». Интересно, что комедия «Кин-дза-дза!», где это слово употребляется весьма часто, участвовала в показах на кинофестивалях как раз в португалоязычных странах (Бразилии и Португалии), где несмотря ни на что (а может — именно по этой причине) получила призы.
Скрытый текст - Награды:
• 1987 — Международный кинофестиваль в Рио-де-Жанейро («Rio Cine Festival»), специальный приз жюри «За изобразительную концепцию». Присуждён Г. Данелия;
• 1987 — Премия «Ника» в номинации «Лучшая музыка к фильму». Присуждена Г. Канчели;
• 1987 — Премия «Ника» в номинации «Лучшая работа звукооператора». Присуждена Е. Поповой;
• 1988 — Международный фестиваль кинофантастики в Порту («Fantasporto»), специальный приз международного жюри. Присуждён Г. Данелия;
• 2002 — Премия «Странник» в номинации «Легенда фантастического кинематографа». Присуждена Г. Данелия.
Однозначно, самая большая удача Данелии и один из самых крутых советских фантастических фильмов!
Ну, собственно, показателем значимости картиня является то, что его молниеносно растащили на цитаты, а его актуальность (ЭТО ПРИ МОЕМ_ТО ОТНОШЕНИИ К СКРЫТЫМ СМЫСЛАМ!!!), не побоюсь этого слова, актуальнее и актуальнее с каждым годом :)
"Приключения Гулливера" эпохи Застоя".
Скрытый текст - Народное творчество:
__________________
Пьяный медведь в ушанке балалайкой избивает агента КГБ на Красной Площади.
Последний раз редактировалось DOUBLE6IXSE7EN; 05.04.2010 в 15:55.
показателем значимости картиня является то, что его молниеносно растащили на цитаты
Никогда не забуду, как после просмотра фильма у меня на какое-то время появилась раздражающая всех привычка говорить при встрече "Ку!"... Потом уже я от неё избавился, но вообще, время от времени всё равно цитаты из фильма в разговоре всплывают.
Каждый раз пересматривая фильм, понимаю, насколько великолепно всё сделал Данелия. Классика советского кино, а лично для меня - ещё и лучший советский фильм за всю историю. К просмотру обязателен, тут даже описывать ничего не надо. 10/10
__________________
Ублюдок, хамло, невежда, гад он, мазохист, ничтожество, бессердечная безешка, гадкий рекламный аккаунт, еще и глухой, отец-экзекутор, коллективный психоз, негодяй, бяка, нахал, тролль...
Совершенно обалденный фильм. По-моему подобных ему нет. Раньше не было, по крайней мере, а теперь такие уже не снимают. Да и не нужно, потому что всему свое время.
Этот фильм "выстрелил". Помню (хотя и была очень мелкой), что о нем говорили все. Или с восхищением или с негодованием, но не равнодушно. И сейчас смотрится отлично.
Фильм вышел чрезвычайно удачный, и много чего в себе содержит... Сатира над обществом, удачные шутки ..... и в этом фильме прекрасно показана экологическая проблема, проблема конфликта "цивилизации" и природы на примере Плюка.
«А как вы на Земле определяете — кто перед кем сколько раз приседать должен?» — «Ну, это на глаз» — «Дикари!»
«Дикари! Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны. И передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать. И эцилопп меня не имеет права бить по ночам! Никогда!»
«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов — то нет цели! А когда нет цели…»
Если фильм растащили на цитаты - значит это успех. Так что без вопросов картина успешная, как ни посмотри. Я смотрела очень поздно, как то руки не доходили, но, посмотрев, ни разу не пожалела. Ибо шикарно, да.
Потрясающий фильм! очень необычный для советского кинематографа, а с другой стороны - так по-советски (в хорошем смысле слова)!
Шедевр все-таки однозначный))
Цветовая дифференциация штанов рулит!!
__________________ Север крошит металл, но щадит стекло.
Учит гортань проговаривать "впусти".
Холод меня воспитал и вложил перо
в пальцы, чтоб их согреть в горсти
А этот пацак все время говорит на языках, продолжения которых не знает!
- А пацаки и чатлане это национальность?
- Нет.
- Биологический фактор?
- Нет.
- Лица с других планет?
- Нет.
- А чем они друг от друга отличаются?
- Ты что, дальтоник, Скрипач? Зеленый цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист…
- Это твое заднее слово?
- Заднее не бывает!
- Ну и зараза же ты, родной…
- Он хуже. Он просто кю!
- А соловей — пацак?
- Почему пацак?
- Сами сказали, что он без клетки поёт!
- Ну значит — пацак…
- А-а-а, вот видишь! У вас такой же оголтелый расизм, как и здесь, на Плюке, только власть захватили не чатлане, а пацаки — такие, как ты и твой друг Соловей!
Всегда почему-то получалось смотреть этот фильм отрывками. Впечатления ? Бред полнейший, в лучших традициях Д. Линча !
И вот около года назад достал таки себе халявный (подчеркиваю !) DVD диск с этим фильмом. Дело было вечером, делать было нечего - решил посмотреть "Кин-дза-дза". Первые впечатления у меня нисколько не изменились - "бред, причем не рифмованный" . Убогие декорации. Актерская игра на границе с психоделией. Невнятный сюжет. Но, что характерно - выключать не хотелось ! Так вот, "на автомате" просмортел обе серии этого фильма. И, о чудо - "цепануло" ! Я не могу сказать, что именно. Какая-то магия, атмосфера, эмоции... Не знаю.
Да, этот фильм является гениальной пародией на нашу действительность (что интересно - универсальной пародией, актуальной на все времена), но лично мне больше всего запомнилось даже не это. А именно атмосфера какой-то задорной меланхолии, как бы нелепо это не звучало. Какая-то тоска по романтике, наивности, "незамутненности", что ли...
__________________ Я потерял равновесие... И знаю сам —
Конечно, меня подвесят
Когда-нибудь к небесам.
Ну так что ж! Это еще лучше!
Там можно прикуривать о звезды...
Последний раз редактировалось Гиселер; 05.04.2010 в 22:36.
Блин, этот фильм следовало записать в учебник по психологическим заболеваниям! Судите сами, два бомжеватых пришельца, летают в здоровом ржавом ведре на колесиках и кричат по ке-це и луц…
И, тем не менее, фильм цепляет, своим пофигизмом и гротескным отражением реальности… Про растаскивания на цитаты я, вообще не говорю, это отдельная песня ;)))
__________________ - Я консерватор – люблю консервы! (с)
Отличная без башенная комедия. Один скрипучий пепелац чего стоит, готовый грохнуться в любую минуту.
А по поводу расцветки штанов Анандита права, Данелия действительно предсказал будущее.
Тут недавно наткнулся на старый фильм "Котовский", так вот эта песня "Мама, мама..." из него. Её поёт певица в кабаке, когда туда заходит Котовский.
__________________
Знаток поэзии, ценитель красоты,
И взгляд его пронзителен и ясен,
И наготове комплименты и цветы,
Не поддавайтесь дамы, он опасен…