Последнее изгнание скептицизма
В последние годы, отмеченные большим наплывом документальной имитации фильмов, кинематографисты словно соревнуются друг с другом, кто выпустить наиболее прибыльный и запоминающийся проект в подобном ключе. Эта тенденция, пожалуй, уступает только повальному переходу на 3-D. Разнокалиберность проектов настолько высока, что среди подобных фильмов можно встретить как сфольсифицированные документальные ленты вроде «Пленки из Пукипси», так и совершенно невероятные и очень масштабные постановки вроде «Монстро». В ход пошли всевозможные страхи: ведьмы, зомби, призраки, пришельцы и маньяки. Но пока Испанцы продолжают доить свою прибыльную франшизу «[REC]», американцы продолжают ангажировать еще не использованные страхи.
Использование темы экзорцизма было вполне неминуемо и ожидаемо, поскольку тема достаточно зыбкая и неоднозначная. В отличие от нападения гигантского монстра или зомби, одержимость укореняется по большей части в сознании, чем в теле, и игра на грани реальности и мистицизма придало бы этому направлению больше свежести.
Создатели со всем рвением и напором взялись за осуществление своих идей, привлекая внимание удачным использованием данного направления и жутковатыми рекламными роликами, еще больше возбуждающими интерес.
Перед нами оказался известный проповедник и прославленный экзорцист, который, тем не менее, не верит в одержимость большинства людей. Борьбу с одержимостью он осуществляет внушением и психологическим воздействием с применением подручных средств. Словно персонажи фильма Терри Гиллиама «Братья Гримм», преподобный Коттон не гнушается устроить светопреставление, чтобы его подопечные и зрители поверили в серьезность его намерений. В этой связи интересен монтаж подставного изгнания, где к обычной церемонии добавляются вставки, объясняющие устройство работы его приспособлений.
И в аккурат после успешной демонстрации перед камерой своего метода, преподобный Коттон, не верующий в существование темных сил, в отличие от обратившихся к нему людей сталкивается с неведомой доселе угрозой. Вот тут-то лента и начинает неспешно заваливаться под грузом своих идей. Ухватившись за неоднозначность взгляда на события, создатели от начала и до конца зрителей бросают то в одну, то в другую сторону предположений относительно подоплеки развернувшегося действия. Раскачивая и без того шаткое равновесие понимания, зрителей постоянно пытаются склонить то к одной, то к другой точки зрения. Были ли это проделки дьявола или все же влияние не вполне вменяемого отца и брата? Единственным же просчетом в этой игре оказалась суть фильма. Когда знаешь на какой фильм идешь и чего ожидаешь, подобная игра вызывает скорее недоверие, чем новые предположения. В итоге неубедительность, с которой сценаристы пытается выдать мистические события за психологическое отклонение личности Нелл, кажутся слишком натянутыми.
Попытки же режиссера нагнать жути оказываются еще более неудачными. Кульминация фильма вышла слишком скомканной и рваной. Резко сменяющиеся эпизоды не дают погрузиться в атмосферу, а знаменитый “костовыворот” запомнившийся многим по трейлерам, имеет настолько малый хронометраж, вызывающий подозрения, что самое интересное было уже показано в рекламных роликах. Быть может это влияние кинотеатра, но посмеяться в фильме можно больше, чем вздрогнуть. К особо уморительным сценам можно причислить саркастический разговор около рисунка, русский дубляж персонажа Бекки Флю (толстая белая тетка) и уже упомянутое подставное изгнание. Даже излишне неспешное «Паранормальное явление» было заметней атмосферней.
Подобные просчеты создатели пытаются компенсировать резкими сменами направления сюжета. Порой кажется, что фильм играет с тобой в игру “Угадай, что будет дальше” и когда в голове возникает цепочка последующих событий, вытекающих из просматриваемой сцены, повествование делает резкий поворот и идет в обход предсказуемости. Даже при ощутимой стандартности повествования фильм может удивить тем, какими путями он может придти к ожидаемым событиям. Так же сюда можно отнести концовку фильма, настолько же резкую, насколько и неожиданную. Из андеграундных постановок подобного толка, вроде «Паранормального явления» или «Ведьмы из Блэр», она достаточно сильно впечатляет, особенно, когда ничего подобного не ждешь.
Но вот вопрос, который можно смело задать после фильма, окупает ли столько эффектная концовка и некоторые неожиданные повороты, повальную неубедительность и нехватку атмосферы, преследующую зрителя на протяжении большей части фильма? И хотя фильм далеко не худший в своей нише, имеет довольно убедительную актерскую игру, а персонажи не кажутся полными идиотами, постановка проигрывает своим представления о нем, поскольку рекламный ролик впечатлял даже больше финала фильма.
65 %