Интервьюировал пару месяцев назад Глуховского для "Российской Газеты", пошашкаживал он о "Рассказах о Родине":
Писатель Дмитрий Глуховский, несколько лет назад "выстреливший" бестселлером "Метро 2033" рассказал нам о своём новом проекте: сатирическом сборнике "Рассказы о Родине".
- У вас сейас выходит книга "Рассказы о Родине". Расскажите, как родилась идея этого издания?
«Рассказы о Родине» - вещь для меня очень необычная, настоящий эксперимент. Необычной она окажется, впрочем, не только для меня, но, думаю, и для всех людей, которые рискнут взять ее в руки. Название книги – этакая овечья шкура, в которую обернут волк. Обложка «Рассказов», стилизованная под старые советские книги, - вазелиновая смазка. Когда вы приметесь читать ее, поймете, что на сей раз о Родине с вами будут разговаривать вовсе не в том ключе, в каком это делалось в последние девяносто лет.
Я хотел снова вызвать общественность на разговор о том, в какой стране мы живем, что понимаем под словом «Родина», как ее правильно любить и возможно ли это сегодня вообще, что продается нам в упаковке патриотической идеологии и кто это покупает. Мне кажется, у нас начистоту о многих вещах уже давно не говорили. Пора бы сделать это не только на кухне.
Старт «Рассказам о Родине» невольно дал Андрей Колесников своим приглашением писать для его журнала «Русский Пионер». Журнал у Андрея очень интересный и весьма своеобразный. Колумнистами у него – влиятельнейшие бизнесмены, от Авена до Прохорова, политики – от Суркова до чуть ли не Путина, лучшая половина отечественного гламура и так далее. Читательская аудитория – соответствующая. Начав писать в «Пионер» сравнительно невинные рассказы, я вдруг ощутил острую необходимость показать именно этим людям пролетарскую фигу. Мои рассказы политизировались, стали злободневными, хулиганскими. Формат возник сам собой. Жанр я даже не смогу определить. Во всех «Рассказах» есть фантастические элементы, но, кому бы я их ни давал читать, все говорили мне: «А ты не боишься? У тебя же в них все, как в жизни». Нет, не боюсь. Именно это-то и интересно.
- Чем "Рассказы о Родине" принципиально отличаются от серии "Метро"?
Я выхожу из «Метро». Самому мне писать об этом больше не интересно. Пришла в голову мысль создать «Вселенную Метро 2033» - серию по мотивам моих романов, в которую писали бы другие молодые авторы, желательно не публиковавшиеся ранее – и так начинали бы печататься. Для меня «Метро» остается творческим экспериментом, но я теперь отвожу себе в нем роль координатора, автора идеи. Пускай другие люди населяют тот мир, который я придумал. Сейчас над присоединением к проекту думают итальянские, французские, немецкие авторы, которые могли бы написать для «Вселенной Метро 2033» романы о постъядерном Париже или Венеции... Такого международного проекта еще никто никогда не делал. Если получится – будет здорово.
А «Рассказы о Родине» для меня – движение дальше. Мне кажется, для писателя преступно и глупо продолжать всю жизнь повторять то произведение, которое принесло ему успех. От писателей ждут поиска, ждут острых вопросов, размышлений и осмысления жизни нашей изменяющейся ждут. И если я хочу однажды стать писателем, мне ни в коем случае нельзя поддаваться на соблазн повторения успеха, обязательно надо экспериментировать.
Кроме всего прочего, совершенно естественно, что в двадцать лет тебя волнуют и зачаровывают одни вещи, а в тридцать – совсем иные. Я просто пишу о том, что меня тревожит сегодня.
- В некоторых рассказах из сборника вы снова возвращаетесь к теме жизни после апокалипсиса. С чем связан постоянный выбор этой темы?
О жизни после апокалипсиса в книге всего один рассказ. По сюжету, жители сибирской деревушки вдруг остаются без телевизионного сигнала. После двухнедельной ломки по Малахову и новостям Главного канала, они вдруг узнают, что это не вышка сломалась, а ядерная война произошла, и Москвы больше нет. Старушки охают, конечно, но потом понимают, что жизнь их никак от этого не переменится, потому что государство, кроме возможности на пенсию купить сахар, тушенку и муку, в их жизни участия не принимало. Только Малахова жалко.
Это, кстати, самый беззубый, наверное, рассказ. Заключительный. Апокалипсис и его последствия – не тема его, а литературное средство, инструмент. Тема, как вы понимаете, другая. И во всей книге темы совсем другие. Мое увлечение Апокалипсисом прошло.
- В "Рассказах..." довольно большая доля сатиры. Как вы считаете, сейчас подходящее время для сатиры? Собираетесь ли вы еще возвращаться к этому жанру?
Более подходящее время для сатиры было в СССР, конечно. Чем больше можно говорить открыто, тем неинтереснее сатира. Сатире место там, где есть запретные темы. У нас сегодня запретных тем – масса. А те темы, на которые государство вроде бы как предлагает обществу подискутировать, позволяется обсуждать только специально обученным кадрам.
Поэтому, да, сатира сегодня нужна. Тем хватает. В «Рассказах о Родине» есть истории о коррупции и распиле бюджетов, о том, как политтехнологи пытаются придать термину «Родина» sex appeal, о Газпроме и о нефти, о выборах, о либеральной оппозиции, о новостях по телевизору и том, как они делаются, об отношениях народа и власти, наконец. Не соскучитесь.
__________________
В жизни важно найти свою половинку, и это проще сделать, если ты половинка ленивой жопы ☝️
Последний раз редактировалось Robin Pack; 23.07.2010 в 19:22.
|