Помни меня / Remember Me (2010)
Помни меня
Remember Me
2010
США
«Живи мгновеньем, люби безоглядно...»
Режиссер: Аллен Култер
В главных ролях: Роберт Паттинсон, Эмили де Рэйвин, Пирс Броснан, Тейт Эллингтон, Крис Купер, Руби Джеринс, Кейт Бёртон, Кейтлин Ранд, Мосес Ацеведо, Ноэль Родригез
Сценарий: Уилл Феттерс
Продюсеры: Кэрол Кадди, Тревор Энгельсон
Оператор: Джонатан Фриман
Композитор: Марсело Зарвос
$16 000 000
Производство: Summit Entertainment, Underground Films
Спецэффекты: Brainstorm Digital, Mr. X Inc.
Премьера (мир): 1 марта 2010
Премьера (РФ): 18 марта 2010, «Парадиз»
Релиз на DVD: 15 июля 2010, «ПАРАДИЗ-ВC»
Релиз на Blu-Ray: 15 июля 2010, «ПАРАДИЗ-ВC»
Рейтинг MPAA: PG-13
113 минут
В нужном месте — В нужное время
Бывает, что фильмы делаются не ради совокупности множества достоинств, чтобы хорошо в них было, по мере возможности все. Зачастую ради чего-то одного приходится жертвовать остальным. Так главную скрипку может сыграть сюжет или же атмосфера, замечательный актер, попавший в образ, интрига, протянувшаяся тонкими нитями по всему действу… В случае «Помни Меня» ударная часть отводится концовке, потому как сценарист Уилл Феттерс (это, кстати, единственная работа, из-за которой он может называть себя «сценаристом») явно сначала придумал окончание, а уж потом, с горем пополам накрутил все остальное. И не прогадал, ведь знал он, что какой бы тягомутиной он не забил два-три часа экранного времени, концовка пробьет всех и заставит людей искать смысл даже в сырных дырках, потому что для каждого американца есть три точки, надавив на которые стабильно выжимается слеза: СПИД, насилие над детьми и… это самое.
Повернутые на психоанализе американские киноделы смекнули, учитывая внезапную концовку, о которой никто ни догадывался, зрителя в финале охватит чувство вины — как же он мог не присмотреться к тягомутному действию, когда там раскрывалась такая важная проблема. Поэтому, виноватые перед своими согражданами зрители, сходившие в кино первый раз, обязательно сходят второй раз, чтобы внимательнее приглядеться к завязке фильма, длящейся ровно полтора часа и найти там ВЕЛИКИЙ СМЫСЛЪ, объясняющий кульминационную концовку. Вот тут, кстати, стоит обратить внимание на не очень чистый прием нагнетания драматизма: вы заметили, как вся суть… «этого самого» была акцентирована на одном лишь главном герое (не будем называть его Паттинсоном, потому как, по словам создателей, новый секс-символ кинематографа подписался на роль еще до того, как стал секс-символом).
В 1951 году в США вышла одна бессюжетная книжка про мальчика, который слонялся по городу без дела и думал, а почему вокруг все такое ненастоящее, фальшивое, да и в чем вообще смысл этой бессмысленной жизни. Мальчик этот был подростком, герой фильма же уже достаточно взрослый молодой человек, вот только занимается он все той же фигней, а создатели фильма считают это потрясающей идеей и неоднократно ссылаются на ту книжку, совершенно случайно ставшую мировым бестселлером и окупившуюся настолько, что ее автор смог безбедно прожить в затворничестве остаток своей долгой бессмысленной жизни. А старший брат, застрелившийся в 22 года, гениальная сестренка, не способная найти общего языка с одногодками и богатый отец, ушедший в работу от семьи — все это герои Сэлинджера, его «несправедливого» мира.
Вот только заимствования нашли меру — сценарист вписал в сюжет романтическую линию, ведь какой драматический фильм о молодежи сегодня обходится без настоящей любви. И в этом плане австралийка Эмили де Рейвен стала лучшей актерской находкой фильма, ее образ Элли весь фильм балансировал на грани бойкости и консервативности взглядов, что позволило романтической героине не выбиться из сэлинджеровской атмосферы — этакий лучик света в мире непонимания. Выгодно тут сказался и 28-летний возраст актрисы при моложавом лице, придавшей Элли (21 год) нужную взрослость мышления, что учитывая контекст является одним из важнейших факторов образа.
Краеугольный камень конфликтов — взаимоотношение молодежи с окружающим их миром, т. е. сверстниками, учителями, родителями, полицией и пр. пр. пр. Таких мелкомасштабных конфликтов здесь масса, хотя бы потому, что главный герой, Тайлер находится в глубокой оппозиции и активно не желает делать ровным счетом ничего, вследствие этого его много бьют. Да и Элли с Каролайн оказываются персонажами не от мира сего, поэтому они втроем как нельзя кстати притягивают к себе кучу таких проблем, которых нормальные люди избегают. Вот и получается, что в этом изобилии бытовых неурядиц все бросаются искать ВЕЛИКИЙ СМЫСЛЪ и проектировать его на… «это самое», чтобы найти заветный ответ на несуществующий вопрос.
Большую роль играют человеческие трагедии — смерть матери Элли, самозастрелительство брата Тайлера… Создатели ясно намекают, что смерть родных выбивает жизнь из колеи, показывая в глубине семейной трагедии, что ругать уж само собой не принято, однако представить этот взгляд на проблему, как нечто новое все равно, что выйти на улицу и начать убеждать людей, что Земля все-таки круглая. Ни одного свежего взгляда на поставленные проблемы фильм не дает, он топчется по бытовым колеям решений, ни углубляясь и ни акцентируясь на одном из них, а поверхностность в нынешних драмах штука непростительная.
Ложку дегтя в драматическую составляющую добавляет обделенный умственными способностями друг главного героя — канонический персонаж американских историй, всем своим видом демонстрирующий, какой все-таки главный герой умный на его фоне. Для сюжета он не сделал ровным счетом ничего, от всех конфликтов он остается в стороне и появляется, как комедийное дополнение, что фильму вовсе не идет на пользу, опуская его на целую планку ниже, чем могло бы быть.
Итог: полуторачасовая проходная драма ради отличного финала, ориентированная на поиск смысла, которого в ней не больше, чем в любой другой проходной драме без столь замечательной концовки.
3 / 10
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
|