Показать сообщение отдельно
  #2  
Старый 27.06.2010, 14:45
Аватар для Артём
Историческая личность
 
Регистрация: 17.06.2006
Сообщений: 2,551
Репутация: 361 [+/-]
К вопросу о режиссёрах или "Артём, который не любит отечественное кино". Я его очень люблю, но вкусы у меня довольно своеобразные.

Скрытый текст - Самый-самый:
Юлий Яковлевич Райзман (15 декабря 1903 — 11 декабря 1994). Советский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1962), Герой Социалистического труда (1973), лауреат шести Сталинских премий (1941, 1943, 1946 (дважды), 1950, 1952), Государственной премии СССР (1983) и РСФСР (1986).

Окончил факультет общественных наук Первого МГУ (1924), 1924 — литературный консультант на киностудии «Межрабпом-Русь», 1925 - ассистент у режиссера Якова Протазанова.
В конце 1926 года Райзман был призван в Красную Армию и откомандирован в распоряжение Агитпрома ПУРа. С 1926 года — режиссёр к/ст «Госвоенкино» и «Востоккино», здесь он поставил свой первый фильм "Круг" (1927), с 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм» (с 1948 по 1950 работал на «Рижской киностудии»). В 1944-1964 — педагог ВГИКа, руководитель режиссерско-актерской мастерской, профессор.

За свою почти шестидесятилетнюю карьеру Юлий Райзман снял не так много фильмов, однако многие из них уверенно вошли в золотой фонд отечественного кино, а сам Райзман по праву стал одним из самых титулованных отечественных режиссёров. Благодаря чему же удалось Юлию Яковлевичу завоевать популярность у зрителей и высокую оценку как отечественных, так и западных киноведов?
Одной из отличительных черт творчества Райзмана на всём его протяжении является театральный подход к работе с актёром, внимание к раскрытию персонажа. Это отмечает, например, Андрей Миронов, снявшийся в фильме Райзмана «А если это любовь?» 1962 года: «Мне повезло: первым кинорежиссером, у которого я снимался, был Юлий Райзман. Меня, студента театрального училища, пригласили на роль в фильме "А если это любовь?". На съемках царила атмосфера, близкая театральной, поэтому работалось с удовольствием…»
Поэтому все художественные фильмы, снятые Юлием Яковлевичем, столь примечательны именно живой, открытой актёрской игрой и созданными исполнителями персонажами: простыми, понятными и близкими зрителю. Возможно, такой подход к работе с актёрами сказался и на их подборе. Ведь в своих ранних фильмах Райзман не раз задействовал исполнителей, которые станут в дальнейшем «звёздами» советского экрана: Валентина Караваева и Сергей Бондарчук, Евгений Урбанский и Борис Щукин – все они были если не открыты Райзманом, то именно у него добивались первого признания и почёта. Да и в более поздних работах снялись не менее талантливые и заслуженные актёры и актрисы.
Умение получить от актёров наибольшую достоверность сказалось и на атмосфере и идейной направленности его картин. Но здесь следует рассмотреть творчество Юрия Яковлевича, разделив его на два периода. Сначала о первом.
В своих ранних (1930-ые – 1950-ые гг) фильмах Райзман не раз и не два обращается к темам обыденности и прозаичности человеческого героизма, неотделимости долга, верности, преданности от других человеческих чувств. Впервые это проявилось ещё в «Лётчиках» 1935 года, где среди романтики обыденной жизни лётной школы сталкиваются понятия любви и долга. Но наиболее удачным в плане раскрытия этой темы оказался вышедший в 1942 году фильм «Машенька».
Именно в «Машеньке» Райзман впервые достиг вершин творчества, сумев безупречно показать простую, незатейливую жизнь советских людей через судьбу той самой Машеньки Степновой, её искренние любовь и доброту, филигранно воплощённые Валентиной Караваевой. И там же Райзман впервые приходит к теме войны. Жестокой, всесокрушающей, обрушивающейся на зрителя так же, как обрушилась она на съёмочную группу летом 1941 года. В дальнейшем он вновь объединит темы простого человека и войны и в картине «Небо Москвы» (1944), где так же безупречно и честно будут показаны им настоящий героизм, неотделимый от обыденности жизни и простота человеческого подвига, не теряющая при этом своего пафоса. В те же годы он снимает две документальные ленты «К вопросу о перемирии с Финляндией» и «Берлин», не оказавшие сильного влияния на его творчество, но принёсшие ему две Сталинские премии.
Уже после войны Райзман вновь возвратится к теме обыденного подвига в фильмах «Кавалер золотой звезды» (1950) с Сергеем Бондарчуком и «Коммунист» (1958) с Евгением Урбанским. Первый, снятый Райзманом после возвращения из опалы, вызванной начавшейся в стане борьбой с «безродными космополитами», когда он был «сослан» на Рижскую киностудию, где поставил фильм «Райнис», характеризует излишняя идеологичность и политизация повествования, а также отход от идей, заложенных в оригинальное произведение писателем С.П. Бабаевским. Сам Райзман, однако, не скрывал, что снимает этот фильм именно так в надежде на Сталинскую премию и возвращение былого почёта. Вот что пишет по этому поводу сам Бабаевский: «Я же увидел совсем другого Сергея. Упитанного, краснощекого здоровяка. Сказал Райзману: при всем моем уважении к таланту Сергея Бондарчука на роль своего тезки он не годится. Мои слова Райзман пропустил мимо ушей. Весело рассмеялся, обнял меня, пальцем ткнул в небо и сказал: "Запомни: судьи-то там, высоко"». Однако, помимо всего прочего, Райзман всё-таки вновь сумел показать в этой картине, что «в жизни каждого есть место подвигу», пусть в этот раз порой и излишне топорно, прямолинейно, но того требовала от него необходимость.
После смерти Сталина Райзман начинает постепенно отходить от темы героизма и подходить к более лирическим вопросам. Уже в следующей своей работе, «Уроке жизни» 1955 года, он уделяет больше внимания именно осмыслению любви, места человека в жизни, трудностей отношений между мужчиной и женщиной. Однако, финальную точку в истории о простом человеке и его подвиге он поставил в 1958 году, когда снял «Коммуниста», фильм, ставший символом для своего поколения, а образ Василия Губанова, созданный Евгением Урбанским иконой, идеальным образом человека, полностью преданного цели, идее, ради которой он способен на всё. При этом Райзман остался верным себе и мастерски заключил весь пафос и плакатность картины в рамки простоты, обыденности и честности.
Более поздние работы Юлия Яковлевича (1960-ые – 1980-ые) отличает как раз те темы, что он поднял ещё в «Уроке жизни»: размышления о жизни и месте человека в ней, поэтике и чистоте настоящей любви. Наиболее ярко они проявляются в таких его работах, как «А если это любовь?» 1962 года и «Частная жизнь» 1982-го, где на примерах простых жизненных ситуаций, современных автору, показана вся сложность человеческих отношений. И опять же умение режиссёра работать с актёрами и изображать сложное просто и понятно благоприятно сказывается на этих картинах, даруя им признание экспертов и народную любовь.
Финальным аккордом в творчестве Райзмана становится лента «Время желаний» 1984 года. В ней, как когда-то в «Коммунисте» он поставил точку в теме героической, он ставит финальную точку в раскрытии лирической темы в своём творчестве и объявляет о завершении карьеры.



Скрытый текст - И ещё трое:

Эти два имени неотделимы друг от друга гораздо больше, чем неотделимы например имена Сергея и Георгия Васильевых, но так же неотделимо от их имён и имя их учителя. Первые двое: Александр Алов и Владимир Наумов, легенды советского кино, создатели "Павла Корчагина" и "Бега", "Идиота" и "Тегерана-43". Их многолетнее совместное творчество многократно эволюционировало: от социалистической героики "комсомольской трилогии" ("Тревожная молодость", "Павел Корчагин", "Ветер") к трагичной лирике "Мира входящему", к глубине и образности "Бега" и "Легенды о Тиле". Во многом это заслуга и их учителя, великого Игоря Савченко, человека, посвятившего всю свою жизнь воспеванию его любимой Украины, мастера масштаба и драматургии, способного рассказать сильную эпическую историю, не забывая при этом создать ярких, запоминающихся персонажей.



И вот ещё. Раз уж заговорили о "высоком", то не стал писать про Владимира Брауна. Хотя он - наше всё. Ибо только у него выходили столь ядерные фильмы-агитки, что глаз не оторвать =))

Ну а про иностранцев позже.
__________________
http://szhaman.com/
Впредь наш футбол должен стать скоростным. Следует сочетать быстрый темп с боевым духом, отрабатывать неожиданные передачи и мгновенные удары. С захваченным мячом мешкать нельзя. Только неожиданная передача не даёт противнику опомниться.
Ким Чен Ир

Последний раз редактировалось Артём; 27.06.2010 в 21:13.
Ответить с цитированием