
27.06.2010, 02:55
|
Забанен за мат и преследование
|
|
Регистрация: 03.12.2008
Сообщений: 2,339
Репутация: 2528 [+/-]
|
|
Сергей Лукьяненко «Линия Грез»

В который раз убеждаюсь, что практически во всех своих произведениях Лукьяненко обладает одним несомненным достоинством – его книги читаются легко и с удовольствием. Страницы проносятся перед глазами одна за другой и уже гораздо позже начинаешь искать в прочитанном нестыковки, погрешности и – самое главное – вторичность по отношению к другим авторам.
«Линия грёз» представляет из себя классическую космооперу. Можно без труда поменять антураж и перед любопытным читателем предстанет не космос, но дорога, не прыжки через гипер, но путешествие к желанной цели, не многочисленные перестрелки, но преодоление препятствий. При всём уважении к героям и сюжету, главную роль в романе играют не они сами, а мир вокруг них. Он одновременно является самым большим плюсом и самым большим минусом начала одноимённого цикла. Нельзя не восхититься тем, с каким мастерством Лукьяненко рассказывает о тонких нюансах придуманного мира, с какой любовью раскрывает все стороны обжитого космического пространства. Очень легко погрузиться в сочинённую другим человеком реальность и каждую новую информацию о расах, планетах и героях воспринимаешь с большим интересом. Наверное, относительно раннее написание романа не позволило уйти от той ошибки, которую впоследствии в произведениях Лукьяненко уже не встречаешь – роман настолько зависит от своего мироустройства, что все другие элементы кажутся по сравнению с ним откровенно скучными. Помимо этого, разнообразие антуража превосходит все мыслимые пределы: бессмертие, генетические эксперименты, клонирование, люди-киборги, мафия, чужие и так далее и тому подобное. Если в цикле «Геном» писателю удавалось обуздать свою фантазию и создать яркий мир исходя всего из нескольких идей, то здесь их количество превосходит разумные пределы. В конечном итоге, подробно Лукьяненко рассматривает только вопрос бессмертия и его влияние на общественный уклад, а всё остальное добавлено просто для галочки и играет свою роль только тогда, когда нужно повернуть сюжет в ту или иную сторону.
К сожалению, соблюсти баланс между приключениями тела и сюжетным развитием тоже не удалось. И если от тех моментов, когда действительно решается судьба главных героев захватывает дух (например, разговор Кея с Основой Силикоидов и самые последние главы романа), то боевые эпизоды выписаны несколько коряво, их разнообразие разрушает баланс приключений и смысла, не позволяя выдвинуть «Линию грёз» дальше пусть и качественного, но откровенного развлекательного произведения. Отдельно хотелось бы отметить героев. Когда читаешь далеко не первый цикл автора, то складывается ощущение, что персонажи его книг похожи друг на друга как две капли воды. Разумеется, определённые различия есть всегда, но чувства дежа вю в этом отношении покидает редко. И тем приятнее было встретить героя, который выгодно выделяется на фоне своих многочисленных коллег. Кей Дач получился в меру циничный, в меру язвительный и лишь самую малость добрый. То же самое можно сказать об Артуре Кёртисе. Ему сочувствуешь не просто потому, что он ребёнок, а потому, что он всё ещё ребёнок, когда в действительности им не является.
Итог: начало цикла вышло не самым плохим и очень трудно удержаться от того, чтобы сразу же не начать читать продолжение, но до лучших вещей Лукьяненко «Линия грёз» не дотягивает; 7/10.
|