В переулках ночных кошмаров
Если задаться вопросом, из-за чего этот фильм неминуемо войдет в историю, то ответ не заставит себя долго ждать. Достаточно взглянуть на несколько минут с участием Кристиана Бэйла, чтобы поразиться его преображению. Особенно такие разительное отличие бросается в глаза при сравнении с его ролью в «Американском психопате», где актеру приходилось демонстрировать атлетическое сложение своего тела. Про жертву Кристиана Бэйла и его стремление вжиться в роль можно складывать легенды. Он совершил одну из лучших подготовок к своей роли, и надолго останется в истории. В связи с этим сложно сказать, чем он вытягивал роль Тревора, своим актерским дарованием или внешним видом, который лишь усиливал эффект.
Тем не менее, это не умаляет остальных достоинств фильма, среди которых стоит выделить потрясающую шизофреническую атмосферу и скрытые символические посылы. Фильм явно создавался под влиянием как творчества Федора Михайловича Достоевского, от которого достался общая тема, так и фильмов Дэвида Финчера, схожих не только стилистикой, но и некоторыми сюжетными ходами. Так же следует упомянуть «Лестницу Иакова» Эдриана Лайна, в которой паранойя и атмосфера настолько же угнетающе.
Наполняя свой фильм пугающими образами и скрытыми подсказками, режиссер создал ленту, которая держится не только на визуальном стиле и актерской игре, а способна подтолкнуть к осмыслению деталей фильма, которые в конце обретают свою особую значимость. Основным эпизодом в этом плане становится сцена внутри аттракциона Шоссе 666. Здесь забытые воспоминания главного героя всплывают мешаниной образов, которые будут не раз появляться в следующих эпизодах. Это касается и оторванной руки и развилки. Наиболее символичным среди всего становится именно развилка, требующая немедленного выбора. В этом плене движущийся вагончик символизирует постоянно движущуюся жизнь, оставшийся путь – неумолимо утекающее время, а развилка – выбор персонажа. И не смотря на всевозможные градации, он бывает либо правильный, либо не правильный, а все остальные варианты содержат разные доли правоты или ошибочности. Это всегда Рай либо Ад, гибель или спасение. Он нашего выбора зависит наша жизнь, а необдуманные поступки наваливаются тяжким грузом, вызывая чувство вины и угрызения совести.
Это своеобразная версия «Преступления и наказания» с примесью параноидной шизофрении и галлюцинаций, возникающих у главного героя, около года страдающего бессонницей. В определенный момент его жизни он сделал неверный выбор и попал в персональный Ад, где каждый последующий день становился еще хуже предыдущего. Тем не менее, фильм навевает мысль, что никогда не поздно ответить за содеянное, главное признать свою вину и не бежать от воспоминаний. От людей и от закона всегда можно убежать, но от воспоминаний избавиться сложно. Они все равно будут всплывать из глубин подсознания, постоянно напоминая о минувшем.
Самое забавное в этом фильме, что в нем совершенно не чувствуется влияние испанского кинематографа. Снимая свой фильм в Барселоне, режиссер в последствие избавлялся от попавших в кадр местных достопримечательностей и предметов обихода, придав городу очертания Лос-Анджелеса. И если не знать о его принадлежности, то можно с легкостью предположить, что это полностью американский фильм.
Как итог, одна из лучших испанских мистических лент наравне с «Открой глаза». Мрачный и ассоциативный мистически триллер, завораживающий своей загадочностью и поражающий невероятной подготовкой Кристиана Бэйла рекомендуется всем почитателем фильмов ужасов и триллеров.
95 %
На перепутье...
