Автостопом по порокам
Не так уж часто нас балуют фильмами, которым тесно в условных рамках своих жанров, в результате чего они ломают не только границы, но и устоявшиеся стереотипы. Данный фильм смог в очередной раз убедить, что криминальные боевики могут совмещать с напряженным и динамичным сюжетом глубину персонажей и драматический накал.
Первое впечатление обманчиво. Это как нельзя лучше подходит к картине Уэйна Крамера. На первый взгляд перед нами стандартный представитель своего жанра. Криминальные разборки, попытка ограбления, подставные копы и грубые перестрелки. Самое стандартное начало для любого стандартного криминального боевика. Но чем дальше уходит сюжет, тем больше открываются острых камней под бурлящими водами действия. Ожидания получить пустой боевичок рушится как корабль о прибрежные скалы сюжета, сбытый с толку ложными огнями. Первое понимание приходит во время относительно спокойной сцены, сопровождающейся до того трагичной музыкой, которая совершенно не свойственна такого рода фильмам. Она добавляет трагизма даже в обыденные и, казалось бы, радостные сцены. В этот момент и начинаешь осознавать, что веселье закончилось, так и не успев начаться.
Хотя на веселье фильм и не был рассчитан. Даже визуальный стиль выделяется какой-то грязью и жестокость. По сравнению с этим фильмом, даже современная бондиана кажется гламурным боевиком. Все перестрелки и криминальные разборки, начиная от начальной стычки с полицейскими и заканчивая финальной поездкой наперегонки со смертью, отличаются налетом реалистичной приземленности, в которой шальная пуля может уложить тебя раньше, чем получится с джембондовским смаком всех перестрелять. А финальная разборка на льду больше похожа на жестокую возню, чем на привычную перестрелку.
Большую лепту в создание такого запоминающегося стиля, помимо режиссерского видения, внес оператор, просто творящий чудеса. И если вначале его экспериментаторские наклонности вызывают легкую тревогу, с каждой сценой уверенность в его таланте возрастает с новой силой. Это один из тех фильмов, в котором дергающаяся камера и рваный монтаж ни капли не раздражает, а наоборот воспринимается как достоинство. При этом от оператора не ускользает ни один малейший нюанс в поведение персонажей. В фильме множество качественно снятых и смонтированных сцен, среди которых одной из лучших являет эпизод в ледовом дворце.
Единственное, что можно сопоставить демонстративной жестокости, это невероятность происходящего. Тот путь, который проходит пистолет и Олег, кажутся невероятными и наигранными, и по истечению половины фильма начинаешь невольно винить Крамера в излишней условности. Кажется, будто, у этого злокозненного пистолета разума не меньше, чем у Кольца Всевластия, самовольно переходящим из рук в руки. И именно здесь зритель ставится перед выбором – принять эту условность, заметно разнящуюся с сильной достоверностью самой постановки, или воспротивиться нелепой надуманности сюжета.
Это основной переломный момент восприятия, который позволит либо сосредоточиться на инструменты воздействия, либо на достигаемый ими эффект. Режиссер сделал сюжет немного спорным, совместив как бы несовместимые вещи. Подобный приключенческий сюжет, свойственный больше для сказок, в купе с современными социальными проблемами нужно воспринимать иносказательно. Поэтому те, кого раздражают внезапные встречи и невероятные пересечения сюжетов, обусловленные скорее случайностью, чем четкой логикой, встречающиеся в фильмах Квентина Тарантино или Гая Ричи, могут остаться недовольны.
Именно это и обуславливает то, что скрывается за внешним видом фильма. Ведь если отбросить всю шелуху, вроде операторской работы, музыки и постановочных трюков и присмотреться повнимательней, то станет ясно, что это не просто динамичный триллер с круто закрученным сюжетом. Это притча о пороках и человеческой жестокости, сотканная из многочисленных историй и образов. Это то, от чего хочется отмахнуться и забыть как страшный сон. Это то, что остается в душе надолго, постепенно выедая её изнутри.
- До сегодняшнего дня я не видела Зла. Настоящего Зла. И я знаю… я знаю, что в твоих глазах его нет.
И самое главное, находясь в этом мире – не свихнуться и сохранить ту единственную искру доброты, которая может с легкостью потухнуть. Скрытая внутри Анзора доброта позволила ему дважды спасти пасынка – первый раз в утробе матери, а второй раз на льду. Из него вышел такой же неоднозначный персонаж, как и из главных героев, перед которыми не раз вставал нравственный выбор.
Переплетение символов и образов стоит обособленно от центрально сюжета. Все линии и истории сторонних персонажей напоминают тупиковые завитки, нанизанные на основную сюжетную линию. Они не оказывают большого воздействия на сам сюжет, но добавляют ему остроты и глубины. Всем своим существом они призваны столкнуть героев со Злом и Пороком. Многие из них можно было с легкостью развить в отдельный драматический фильм, но сжатые в тугой клубок и объединенные одним фильмом, они своей концентрацией способны поразить в самое сердце.
Пол Уокер, предстающий ранее холодным и расчетливым парнем, в этом фильме буквально преобразился и засиял всеми красками характера. Его персонаж менее стойкий и невозмутимый, более порывистый и нервный. Игра актера перешла рамки невыразительности, скрасив до этого непробиваемое выражение лица яркими эмоциональными красками. Подобная игра, местами перенасыщенная переживаниями, затмевает все предшествующие этому фильму провалы. Сложно представить, что бы было, если бы на главную роль все же утвердили Томаса Джейна. Он и Уокер были актерами одного порядка, чаще всего играющие крутых непробиваемых парней. И все они раскрылись как актеры именно в несвойственных им образах. Пол Уокер здесь, а Джейн годом позже во «Мгле». Остальные актеры, включая раздражающего порой Камерона Брайта и великолепной Веры Фармига, смотрятся не менее убедительно.
Уэйн Крамер превзошел сам себя. Если любовь к жестокому несправедливому миру была еще отчетливо видна в его дебютном фильме «Тормоз», то здесь она предстала в иной ипостаси. Он снял фильм без тормозов, наполнив до отказа непрерывающийся динамикой и неожиданными поворотами, которые смотрятся куда лучше всей попытка подольше задержать интригу, предпринятой в «Охотниках за разумом», к сценарию которого Крамер приложил руку. Это не просто триллер о попытке угнаться за ускользающим пацаном с украденной пушкой. Это нечто большее. В фильме за привычным полотном погони и криминальных разборок обнажается часть мира. Часть нашего мира. Лживого, жестокого и неприглядного. Вся эта загнивающая мерзость, от которой хочется бежать сломя голову, бежать без оглядки, жалея о неспособности вышибить этим сволочам мозги. Ощущая себя словно беспомощным ребенком в дерьме этого мира. Бежать, пока вся эта гниль не заразила твою душу.
И именно в такой форме предстает один из лучших криминальных фильмов последних лет.
90%
Отличный фильм!
