В этом смысле, т.е. по заложенной морали, Алиса - это анти-Аватар. В Аватаре герой выбирает виртуальность, уход в другой мир, где ему и тело хорошее дают, и власть, и девушку. Алиса делает противоположный выбор: не дармовое в вымышленной стране, а собтсвенными силами бороться за счастье в реальности.
Вообще это тот редкий случай, когда на протяжении фильма герой действительно сильно меняется. Начинала как изнеженная барышня, которая не смеет сказать "нет" на людях, а закончила уверенной в себе молодой женщиной, способной обеспечить себя и принимать решения.
Это для Бёртона довольно типичный портрет (кто-то считает, что это автопортрет). Если вспомнить финал "Чарли и Шоколадной фабрики", там герой тоже отказывается от дармовщины, но в итоге достигает успеха. (Но все равно за счет халявы, так что осадочек оставался.)