Довольно долго я подступался к последнему творению фон Триера и, подобрав подходящее по случаю настроение, несколько дней назад посмотрел «Антихриста». Много чего ожидал от фильма и прежде всего, конечно, депрессивности в сочетании со стилем и насилием. Стиль у картины есть. В начале. Пролог вышел невероятно шикарным. Чёрно-белые кадры, на которых запечатлён падающий снег, проникновенная музыка, неспешно разворачивающаяся трагедия и, что самое удивительное, гармонично вписывающийся во всё это секс, настраивают на нужный лад, и в дальнейшем тоже ждёшь чего-то этакого. Ждёшь-ждёшь, а потом фильм заканчивается и этакого не наступает. Мрачность в фильме присутствует, но прозябает где-то на дальнем плане, лишь иногда появляясь во всём своём великолепии и, словно испугавшись нечаянной смелости, тут же исчезает. Насилие в фильме не вызывает особой брезгливости. Наоборот, кажется, что оно там, где и должно быть. Как раз с этим моментом у фон Триера полный порядок. Датчанин знает, куда и что нужно поместить, чтобы оно не вызывало негативного восприятия. Все элементы «Антихриста» идеально подогнаны друг к другу и, на первый взгляд, выглядят монолитной фигурой, которую невозможно рассматривать как совокупность отдельных частей. Актёрский дуэт в данном случае тоже лишь один из множества элементов и не играет большой роли, что совершенно не умаляет заслуг Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбур. К сожалению, многочисленные заслуги картины практически пресекаются одним большим минусом. И имя этого минуса Скука. «Антихрист» на протяжении почти двух часов не даёт точки опоры. В нём слишком много символов и пока научишься ориентироваться в одних, на смену им приходят вторые, а затем третьи, четвёртые и так далее. Казалось бы, подобный плюрализм должен цеплять, держать в напряжении и не отпускать зрителя до самого конца, но почему-то происходит обратное. Тем не менее, последние тридцать минут выдались по-хорошему захватывающими.
Итог: фильм мог бы получится выше всяких похвал, если бы на каждой пятой минуте не вызывал скучающие зевки, 7/10.
|