Вся статья тут
http://www.russ.ru/pole/Deadline-cherez-tri-goda
Конец света в зеркале массовой культуры
«2012» – жесткая лента о новом всемирном потопе, «современная интерпретация истории Ноя», как выразился сам Эммерих. Из всего человечества выживают четыреста тысяч человек, загодя купивших себе места на гигантских «ковчегах» (стоимость одного посадочного талона – один миллиард евро).
При многочисленных библейских аллюзиях фильма, сама система отбора, когда спасенными оказываются лишь «взбитые сливки» пресловутого золотого миллиарда, выглядит абсолютно антихристианской. Вариация «царствия небесного» (у Эммериха – очищенной потопом Земли) достается как раз тем богачам, которым, согласно Библии, труднее спастись, чем верблюду пролезть в игольное ушко. Пять миллиардов девятьсот девяносто девять миллионов шестьсот тысяч обитателей Земного шара без всяких сантиментов отправляются в утиль. Это шлак, никому не нужные отбросы. Вероятно, имеется какая-то прослойка технической и военной элиты, обеспечивающей выживание обладателей недешевых посадочных талонов, но в фильме мы видим лишь ученого, поднявшего тревогу за три года до катастрофы, да пожилого капитана американского «ковчега». Вообще, количество, политкорректно выражаясь, немолодых людей среди обитателей ковчегов наводит на мысль о том, что разработчики операции по спасению человечества руководствовались чем угодно, только не интересами выживания биологического вида. Понятно, что юнцы редко бывают миллиардерами. Но учитывая тот факт, что спасшимся на «ковчегах» предстоит возрождать человечество, значительная часть «избранных» выглядит просто бесполезным балластом.
Взгляд голливудского режиссера на проблему спасения человечества кардинально отличается даже от того, что он сам демонстрировал пятью годами раньше («Послезавтра» был снят в 2004 г. и вышел на экраны в 2005). Если в предыдущем фильме находилось место для сдержанного оптимизма (стремительное похолодание также стремительно ослабевало, страны Третьего мира давали приют беженцам из стран золотого миллиарда, общими усилиями человечество приспосабливалось к условиям жизни в новом ледниковом периоде), то в «2012» ничего подобного не происходит.
Характерно и то, что в «Послезавтра» все начиналось с конференции, посвященной глобальному потеплению – в 2004 надежды на то, что развитые страны сумеют договориться по проблеме парниковых газов, и это отодвинет угрозу экологической катастрофы, были довольно сильны. Спустя пять лет от этих надежд мало что осталось – и лучшее тому доказательство: фиаско переговоров в Копенгагене. Теперь единственная рациональная политика лидеров мирового сообщества (в «2012» это главы государств, входящих в «G8») состоит в том, чтобы засекретить информацию о гибели человечества в результате мирового катаклизма и принять все меры для спасения самых богатых и статусных представителей планетарной элиты.
Трудно представить себе более откровенную картину разделения рода людского на «пастырей» и «стадо». Но самым откровенным является молчаливое признание того факта, что пастыри больше не нуждаются в стаде.
Гигантские корабли-ковчеги строят в ущельях Тибета миллионы китайских рабочих-муравьев в концлагерного вида спецодежде (по официальной версии идет возведение дамбы). Животных, предназначенных для спасения («каждой твари по паре») доставляют на ковчеги русские вертолеты Ми-26. Но после того, как избранные владельцы посадочных талонов занимают свои уютные каюты, необходимость в рабочих, пилотах и даже охранниках отпадает. Точно также, как отпадает необходимость в миллиардах людей, населяющих Нью-Йорк, Дели, Мехико, Москву, бразильские фавелы и азиатские деревни. С точки зрения политиков, эти миллиарды не нужны – более того, они, в общем-то, даже вредны. Ведь именно они – причина большей части глобальных проблем, будь то парниковый эффект или нехватка энергоресурсов. Если их смоет гигантским цунами, на Земле станет гораздо просторнее, и, в конечном счете, лучше. Не правда ли?