«IN CONSILIIS NOSTRIS FATUM NOSTRUM EST»
Даже не имея сюжетных точек соприкосновения, идейно «Лабиринт Фавна» продолжение ранней работы режиссера «Хребта Дьявола». Обе истории происходят в трудные для Испании периоды, где человеческая жестокость порождает невероятные образы на стыке миров. Герои-дети в обоих фильмах оказываются в критическом, а в «Лабиринте…» даже в безвыходном положении, где союз с высшими силами необходим для выживания. Но если «Хребет Дьявола» по структуре история детская, о дружбе и взаимопомощи, то «Лабиринт Фавна» причудливая сказочно-драматическая фантазия менее причастная к какому бы то ни было жанру. Изящнее, в сравнении с предшественником, и концепция, ибо трактоваться она теперь может по-разному, в зависимости от приоритетов, ведь с первых кадров мы видим, что предыстория возникла из книжки сказок Офелии, а в одной из последующих сцен отчим-фашист не видит Фавна, хотя тот находится перед ним. Но сказать это напрямую будет неправильным, ведь лабиринт помогает девочке скрыться от все того же надоедливого фашиста.
Не менее атмосферна и история, разворачивающаяся в поместье отчима, куда на позднем сроке беременности доставляют мать Офелии. Удалась роль гордеца и тирана Сержи Лопезу, его капитан Видаль живет суровыми принципами и полной бескомпромиссностью, но именно в этой холодной безжизненной натуре чувствуется огромная сила. Его образ, по энергии и производимому впечатления можно сравнить только со служанкой Мерседес, в которой органично воплощается вся сущность повстанческого движения. И, как в голове Офелии бьется мир реальный со сказочным подземным королевством, так противостоят признанные вне закона повстанцы установленному режиму. Особенно чудесна завуалированность места, в котором происходит действие, будто есть поместье и есть лес, полный тайн и опасностей, а остальной мир меркнет, словно эпицентр войны разворачивается именно здесь, что тоже, по-своему, напоминает сказочную реальность.
Несомненно, на сегодняшний день, «Лабиринт Фавна» — вершина карьеры Гильермо дель Торо, хотя бюджет фильма сравнительно невелик, чего не сказать о затраченных силах. Идея обдумывалась ни один год, переосмысливался сюжет и эстетика персонажей, в результате чего фильм получил нужную реакцию, массу наград и даже три статуэтки Оскара, хотя и считался «фильмом на иностранном языке». Не мудрено и то, что все они относятся к визуальной стороне картины, именно эту особенность дель Торо сделал своей визитной карточкой, заводил альбомы, где лично прорисовывал все мельчайшие детали феерических обитателей волшебной страны и монстров. Компьютерные эффекты были сведены до минимума, так что Дагу Джонсу (Бледный Человек) приходилось часами влезать в свой костюм, но в результате усилий его персонаж, появившись на несколько минут запомнился наравне с Фавном и Феями.
Несмотря на большую роль политической стороны, ведь обе картины («Хребет Дьявола» и «Лабиринт Фавна») связаны с гражданской войной в Испании, освещать эту сторону жизни режиссер не будет. Истоки конфликта, для зрителя, не знакомого с испанской историей они так и останутся загадкой, не меньшей, чем призраки или подземное королевство, но на первой план выходит одна из наиболее ярких сторон конфликта — человеческие отношения, то, как, казалось бы близкие, люди, ввергнутые в гражданскую войну, начинают убивать тех, с кем довольно долго жили бок о бок. Один неверный шаг тут превращает хорошие отношения в смертельно опасную ненависть. Не мудрено, что мирные служащие так быстро осваиваются с навыками невидимой войны, где всегда лучше иметь под рукой оружие, оглядываться и надеяться на благоприятный исход.
Тем и хорош «Лабиринт Фавна», что его иллюзорная фантазия маленькой девочки имеет глубокие корни — ее вымышленный мир ужесточается вместе с тем, как невыносимой становится жизнь у отчима, который будет разочарован любым днем, в котором не задушил своими руками хотя бы одного повстанца. Одна из история без сомнения влияет на другую, но связь между ними постепенно разрывается, вместе с тем, как отдаляются мать и дочь друг от друга. Одна из них олицетворяет смирение, другая сопротивление, но похожесть их в том, что на своем выборе они замкнуты, прибывают в мучительном одиночестве. Немудрено, что вопрос «а был ли Фавн?» так и остается важной составляющей, заставляющий пораскинуть мозгами и проанализировать всю историю. Ответ, на мой взгляд, чуть более очевиден — он существовал для Офелии и был вымыслом для остальных, что означает не столько сумасшествие, сколько невозможную попытку убежать от действительности.
Итог: визуально-эстетическая история, соединяющая жестокую реальность и сказочный мир, ради которого можно пойти на многочисленные испытания, требующие не только смелости, но и морального выбора.
8,5 / 10
"Хребет Дьявола"
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
Последний раз редактировалось Лекс; 29.10.2009 в 23:16.
|