Цой один из тех исполнителей, которых я просто слушаю. Даже больше, я постоянно к нему возвращаюсь и возвращаюсь. У меня не вызывает щенячьего восторга музыка, да и тексты нравятся далеко не все, но все равно ощущение какой-то внутренней волны появляется.
Из знакомых Цоя слушают немногие. И то - самые известные песни, которые не всегда самые лучшие.
Открытый чуть позже БГ, как текстовик, нравится в разы больше, но это совсем другая волна. Даже в рамках рока того периода они различаются. Экспериментатор, философ сейчас уже немолодой БГ и Цой, который писал достаточно понятные песни, с неплохим подтекстом, порой философским (я не говорю о философии лично Цоя, а о философии, скажем, Ницше или Канта), с уличным ветром между строк, легким запахом коньяка и оплавленным фильтром окурка, брошенного тем, кто хочет умереть молодым.
И идеализировать Цоя я никогда не хотел. Талантливый человек, который рисовал, пел, писал тексты. Таких людей немало и среди просто знакомых. Другое дело, что им не ставят памятники в СПб и не расписывают стену на Арбате. Дело в искре, которая упала на нужную ткань времени с нужной температурой.
Ранняя смерть, как и в случае со всеми деятелями, которые умерли молодыми - это огромная дорога для почитателей, которые задаются вопросом "А что бы было, если?..".
Взгляды Цоя, как человека (я все же думаю стоит разделять творчество и человека, который его несет) на жизнь по крайней мере интересны (например, эпизод в док.фильме "Рок", где есть эпизод и с БГ, и с СашБашем, и с Шевчуков), но на кино (может и на Кино или "Кино") этот взгляд я не разделяю. В том, что он говорил про кино в 1988 году, после выхода "На игле", на одном из фестивалей, было больше продиктовано желанием быть не как все, чем реальным ощущением, кем надо быть, вернее каким должно быть кино. Авангард - бессмысленный и беспощадный, это не выход.
|