«Bye-bye, my blackbird»
Хороших гангстерских фильмов не выходило давно, но даже не по этой причине мы ждали выхода «Public Enemies», криминальной гангстерской драмы от режиссера «Схватки» Майкла Манна с Джонни Деппом и Кристианом Бейлом на главных ролях. И уже, судя по этому — звезды благосклонно сошлись на успехе проекта. Вдобавок ко всему Манн взял в операторы Данте Спинотти, с которым без сомнения поставил лучшие из своих фильмов, а ограбления банков, перестрелки и противостояния стража порядка и его же нарушителя прямиком относит к динамике «Схватки».
Что всегда умел снимать Манн — хитросплетенные сцены-комбинации, именно их и полны «Враги общества», они используются повсюду, от побегов из тюрьмы и ограблений банков, до сделок и расследований, через эту игру и передается накал схватки двух авторитетов — гангстера Диллинджера и агента Мелвиса Парвиса. Подбор актеров неплох, разве что можно придраться к выбору Бейла — Парвис, хоть и хороший агент, но он никогда не был таким красавцем. А вот Депп подошел как нельзя лучше — даже фотография, копирующая знаменитое фото Джона Диллинджера вышла едва отличимой от оригинала.
Четкой сюжетной структуры нет — в самом начале главный герой убегает из тюрьмы и принимается за старое, попутно влюбляясь в девушку по имени Билли Фречетт. В принципе, фильм является экранизацией основных событий бурной жизни Диллинджера в период от первого побега из тюрьмы до последних лет жизни, которая была очень коротка. Параллельно с этим задним фоном идет становление Федерального Бюро Расследований, которому жизненно необходимо разделаться с преступниками под первыми номерами, чтобы доказать свою состоятельность и жизнеспособность. Джон Диллинджер для Эдгара Гувера — шанс, который нельзя упустить, поэтому лучшие агенты со всех штатов во главе с Парвисом спят и видят, как этот грабитель банков окажется за решеткой. Или мертвым.
В картине делается акцент на образах двух главных героев — красавчика, гангстера-одиночки Диллинджера и… по фильму, тоже красавчика, но уже агента Мелвиса Парвиса. Ни отрицательным, ни положительным из них нельзя назвать никого, у каждого за спиной есть большой опыт работы, и у каждого свои, весьма спорные методы. Джон живет в свое удовольствие, грабит банки и тем самым получает статус врага общества. Однако, Мелвиса «другом общества» тоже назвать нельзя, ему куда важнее личное продвижение и положение Бюро в глазах общества, чем защита такового. В отличии от большинства фильмов, Мафии здесь еще нет, ее зарождение только начинается, как и зарождение ФБР, а пока Дилленджер и Парвис скорее одиночки во главе небольших групп, с той только разницей, что один стоит на страже закона.
Обаяние Деппа и уверенность подчеркивают те особенности характера Диллинджера, которые при всей противоречивости образа делают его популярным уже в свое время. Решительность этого человека заслуживает похвал, по большей части поэтому Манн в качестве режиссера — один из самых удачных вариантов, его героям всегда импонировала уверенность и слаженность в действиях. Он во всех подробностях демонстрирует, каким образам преступнику удается притворять в жизнь смелые планы, добиваться успеха, как в криминальной среде, так и у женщин. При всей удачливости, Джон и сам не промах, хватает удачу за хвост, как только она подвернется. Не удивительно, что он, а не законник Парвис стал объектом для подражания и всеобщим любимцем.
Манн сталкивает в фильме два контраста, с одной стороны романтизируя жизнь гангстеров, с другой представляя ее под реалистичным взглядом — жизнь героя, действительна, ярка, насыщена событиями, более того, он в восторге от постоянной опасности. Но рядом с ним всегда держится смерть — близкие друзья, напарники умирают, на их смену приходят другие, и они тоже умирают. В этом плане Диллинджер долгое время был счастливчиком, но и он понимал, что жить ему надо только сегодняшним днем, потому что следующего может и не наступить. Чем дальше, тем меньше близких людей вокруг и держаться приходится изо всех сил. Быстрый взлет сулит за собой такой же быстрый закат.
При всей новизне, в фильме Манна есть много от старых гангстерских боевиков и драм. Кстати, получилось удачное сочетание этих двух малосовместимых жанров. Транспорт, одежда, декорации, музыка, все подобрано согласно эпохе начала 30-ых. Особенно впечатляет этот эффект в те моменты, когда Манн отделяется от художественной целостности и пытается снимать документальные фрагменты, которыми также пронизан фильм. Да, режиссер доказал, что он еще и грамотный стилизатор. Вообще так совместить драму, документалистику, мелодраму и боевик — стоит многого.
Итог: экранизация жизни одного из самых отвязных гангстеров всех времен, Робин Гуда своего времени, чья жизнь была насыщена приключениями, перестрелками, погонями… У него были слава, деньги, девушки. Ему был 31 год.
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
|