Третий глаз, пятое измерение, девятая лапа...
Режиссер Пол МакГиган прославился прежде всего двумя фильмами, которые хоть и произвели впечатление на публику, были довольно спорными. Но в любом случае, и авантюрный триллер «Счастливое число Слевина» и не менее интригующая «Одержимость» смогли снискать популярность у зрителя долей интеллектуализма и нелинейным подходом к режиссуре. «Пятое измерение» же словно снято другим режиссером, оно вполне бы могло оправдаться, как ранняя работа, но ныне для МакГигана это большой шаг назад.
Построить весь сюжет на концепции борьбы людей со способностями за личные права, ущемляемые всякими нехорошими типами не нова. Самый удачный пример, пожалуй, успех серии комиксов «Люди Х», удостоившийся и неплохих экранизаций. К удачным можно отнести и сериал «Герои», но именно к нему близка проблема «Пятого измерения» — неважная проработка мира «людей со способностями». Предсказания будущего сыграют самую плохую шутку — низведут цели героев до слепого подчинения судьбе с замашкой на преодоление собственной смерти. Остается тот же неприятный осадок, что и после «Счастливого числа Слевина», где исход битвы так же был предрешен заранее, а то, что видел зритель, было лишь изначально задуманной фальсификацией. По тому же принципу работают и конверты в «Пятом измерении», заставляя просто наблюдать за беготней главных героев, которая, кстати, на редкость однообразна.
Пусть за основу и взяты реальные мотивы использования экстрасенсов в государственных целях, но это не оправдывает всей шаблонности идеи игры в кошки-мышки, а глава от «могущественной организации» в исполнении Джимона Хунсу, беспардонно копирующего Самюэла Л. Джексона, вызывает лишь многочисленные ассоциации с кучкой подобных фильмов, наподобие недавнего «Телепорта». Еще менее удачны гонконгские коллеги, слизанные, судя по всему, с какой-то яркой анимэшки.
Решение как можно меньше использовать цифровые эффекты сократило бюджет, с которым, вероятно, были проблемы, но вдобавок обнажило нелицеприятную сторону режиссуры МакГигана, а натуралистичные, чуть ли не кустарные, съемки улиц Гонконга придали фильму ужасающую дешевизну. И дело вовсе не в бюджете, а в изначальном «нелинейном» подходе, который нет-нет, да сказывается, бывает отрицательно. Все же делать фантастический триллер по канонам артхауса идея спорная.
Впечатляет лишь Дакота Фаннинг, и это еще мягко сказано, с тех самых пор, как врывается в дом главного героя в наряде, достойном девушки фривольного поведения и со всей стервозностью начинает шарить по холодильнику. А ее фраза в середине фильма, ответ на выпад «Не знал, что в десять лет бухают»: «Мне 13!!! Я очищаю свою энергию!!!» обречена стать крылатой. То есть, уже сразу понятно, сколь высокие нравственно-моральные идеалы проповедует этот фильм. Остается надеяться, что при рейтинге в PG-13 детишкам недолго останется использовать фразочку среди сверстников.
Итог: слабый и откровенно посредственный триллер с невнятным сюжетом, который можно списать разве что на режиссерский эксперимент. Уж чего-чего, а ожидания фильма МакГигана представлялись как минимум качественным зрелищем, о котором можно рассуждать или спорить, но никак не ломать голову над вопросом: «а это вообще что?».
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
|