Что есть любовь? Игра?
Скрытый текст - тюк!:
Оскар и Люсинда
Oscar and Lucinda
1997
США, Великобритания, Австралия
«They dared to play the game of love, faith, and chance»
Режиссер: Джиллиан Армстронг
Сценарий: Питер Кэри, Лора Джонс
Продюсер: Робин Далтон, Марк Тернбулл, Тимоти Уайт
Оператор: Джефри Симпсон
Композитор: Томас Ньюман
Бюджет: AUD 16 000 000
премьера (мир): 31 декабря 1997
рейтинг MPAA: R
132 мин
Оскар — молодой священник, который играет в азартные игры, а весь выигрыш жертвует в пользу бедных. Люсинда — деловая женщина из Австралии, для которой не существует никаких правил, установленных обществом.
Познакомившись за карточным столом, они заключают безумное пари. Люсинда строит церковь полностью из стекла, а Оскар обязуется перевезти ее в целости и сохранности в Австралию. Ставки сделаны…
В главных ролях:
Ральф Файнс
Кейт Бланшетт
Киаран Хиндс
Том Уилкинсон
Ричард Роксбург
Клив Расселл
Билле Браун
Жозефин Бернс
Барнеби Кэй
Бэрри Отто
Главные герои сего действа – наивный молодой священник, возомнивший себя избранным Богом, в результате чего вызывал насмешки со стороны товарищей по колледжу и наследница огромного состояния, испытывающая восторг от стеклянных изделий. Оскар и Люсинда. Независимо друг от друга, в зрелом возрасте они пристрастились к азартным играм и находили в них едва ли не смысл существования. Они встретились на корабле и с того момента их тайные пристрастия неоднократно сводили их вместе. Жизнь подкинула суровые испытания, заставила от многого отречься, и тем самым привела их к пари с самой высокой ставкой в жизни обоих. Неоднозначный фильм можно поделить на две самостоятельные части, в одной из которых речь пойдет о пристрастии к азартным играм, а во второй – об одной крупной ставке, цена которой глубже, чем личные состояния героев, ведь, в конце концов, не важно, кто победит, когда на кону любовь против смерти.
Атмосферно фильм получился необычно светлым – многочисленные съемки на природе сделали свое, а умение Джиллиан Армстронг выбрать нужные ракурсы впечатляет – нечасто природа играет такую живую роль на пленке. Поражают воображение и декорации многочисленных комнат, где каждый предмет подобран с особой тщательностью и при этом нет ничего лишнего. Завершает картину – легкий и мелодичный саундтрек Томаса Ньюмана
Актерская игра тяготеет больше к театральной и манера воплощения образов Ральфа Файнса подходит тут как нельзя кстати. Его всклокоченный персонаж, со своей растерянностью и искренностью будто вышел из изящной комедии. Оскар манерен и человеколюбив, он может в тишине переживать собственные проблемы, но с трудом переносит происшествия со своими близкими. Противостоять азарту он не в силах, карты становятся ему дороже религии, и тем не менее он никогда не стремится к богатству или наживе – важен сам процесс. Очень сильная драматическая игра со стороны Кейт Бланшетт. Люсинда – характер состоявшейся независимой девушки, сильной, и от того одинокой. При виде игральных карт ее глаза загораются лукавым огоньком, в игре она готова зайти очень далеко. Их обоих не волнуют деньги, важна только хорошая честная игра, пусть даже она заключается в дружеском пари или мытье полов на скорость.
Один из самых невероятных и абстрактных образов – стеклянная церковь. «Но это непрактично!» - восклицает героиня, и тут же получает легкий, но глубокомысленный ответ: «Как церковь может быть практичной?». И это относится не только к одной церкви, и даже не ко всем церквям и храмам вместе взятым, и даже не только к искусству, но ко всей жизни в целом. Разве увлечение азартными играми практичное занятие? Но это образ жизни, то самое излишество, ради которого стоит жить. Разве что-то имеет цену, если оно доставляет удовольствие? И эта метафора подвергается жестокому столкновению с реальностью. Непрактичность налицо, хрупкость, она не выдерживает столкновения с суровой реальностью. И тем не менее, утвердив, а позже опровергнув данное утверждение фильм все же поставит завершающую точку – оно того стоило! Хрупкость присуща любой жизни, но это не повод от нее отказываться, ведь никому не дано предугадать то, что произойдет в следующий миг. Это и есть азарт.
Итог: ироничная драма, балансирующая на грани авантюры и трагедии, о человеческом азарте, абсурдная, как стеклянная церковь и настолько же яркая и жизнеутверждающая.
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
|