Американская мечта капиталиста
Итак, пересмотрел в коем-то веке с нормальным и полным переводом.
«Я хочу заработать столько денег, чтобы не видеть никого!»
Несмотря на кинематографичность, экранизировать роман Эптона Синклера было задачей не из легких. Начать с того, что книга, как и положено любой классике, занимала целую эпоху начала века в самых различных своих аспектах, от светской жизни до войны, от богатых поместий до рабочих бараков. Точная экранизация подобного масштаба гарантировала бы зрителю эпопею, подобную «Унесенным ветром». К счастью, или к сожалению, Пол Томас Андерсон экранизовать Синклера не стал и написал совершенно иной сценарий. Надо отметить, что желание наших кинопрокатчиков вернуть фильму название романа является действом весьма и весьма спорным. А все потому, что «There Will Be Blood» Андерсона и «Нефть!» Синклера - произведения совершенно разные, и в первую очередь, сюжетно. От книги осталась только концепция двух главных героев (капиталист-нефтяник с сыном), большой уклон в сторону нефтедобычи и, неподражаемая атмосфера начала ХХ века, времени, когда человек мог заработать огромные состояния своими силами, головой и бескомпромиссностью.
Как и следовало ожидать, многих похвал заслуживает именно атмосфера 1911 года, самое зарождение капитализма, когда каждый мечтает ухватить побольше. Уже появились огромные компании, зарабатывающие миллионы, но остались и отдельные люди, способные соревноваться с ними на равных, вроде Дэниэла Плейвью. Сегодня, его фишка с демонстрацией сына, как партнера и наследника, может вызвать бурю неодобрения, но в те времена это была всего лишь одна из многочисленных уловок, в которой нет ничего предосудительного. Взаимоотношения героя с сыном и привлекают и отталкивают, потому как отец, пусть и не родной, любит мальчика, окружает заботой, но в то же время он открыто использует его и, порой, ему не хватает искренности этого скрывать. Нефти в эти времена придается особое значение – отрасль новая и перспективная, требующая затрат и отдачи, рискованная, но дающая хороший доход. Не удивительно, что она становится для многих чуть ли не религией, что мы и видим в сцене помазывания малыша, своего рода «нефтяного крещения». Однако, это выглядит не так уж и абсурдно в сравнении с множеством религиозных сект вроде безумного Третьего Откровения.
Особым достоинством фильма выступил Дэниэл Дэй-Льюис, человек, по глубине и обаянию свойственному злодейскому типажу, сыграв роль жесткого и предприимчивого капиталиста, яро презирающего людей. По словам Дэниэла Плейнвью, в нем силен дух конкуренции и он на дух не переносит чужого успеха. И, тем не менее, в его ненависти к людям, есть и капля лжи – он не может оставаться один. Не терпит, когда ему перечат, но нуждается в близком помощнике, каким с самого начала становится приемный сын, а позже и лжебрат Генри. Может, злая ирония, но при всем желании иметь в помощника «свою кровь» он то и дело связывается с людьми не родными. Как и у любого богача, у него есть мечта разделить состояние с партнером, которому можно безоговорочно доверять, каким мог бы стать именно родной человек. Но из-за собственной принципиальности он очень тяжелый человек, не прощающий предательств и в итоге, достигающий мечты об огромном доме, но остающийся в нем один. Можно вспомнить его же фразу в разговоре с Генри: «я хочу заработать столько денег, чтобы не видеть никого!» и доказать афоризм «бойтесь своих желаний, ибо они могут сбыться». Дэй-Льюис хорош, как нельзя лучше он изобразил и цинизм и грубость, при этом глубиной одиночества вызвал сострадание. Особенно силен актер в диалогах и уж совсем можно заслушаться его пьяными монологами, где злоба и копившаяся внутри энергия бьют с силой, подобной нефтяному фонтану, готовому вот-вот воспламениться.
Несмотря на то, что Дей-Льюис на голову обошел прочих актерах, сказать о них нельзя. Редко, когда можно увидеть столько хорошей игры в одном фильме и совершенно некого упрекнуть в неубедительности. Пол Дано превосходно справился с ролью братьев Пола и Эли, образы и трогательные и отталкивающие одновременно. Во время проповедей Третьего Откровения он смог воплотить настоящего безумца, каким и должен быть Эли. Несмотря на юный возраст и отсутствие опыта съемок в кино Диллон Фризье органично вошел в образ юного H.W. Плейнвью. Его же взрослого, хоть и всего в одной сцене, незабываемо отыграл Бэрри Дел Шерман. Ну, и не могу не отметить Кевина О’Коннора в роли Генри. Все они были убедительны на протяжении двух с половиной часов, ни допустив фальши. Но при всей их игре, увы, они стали лишь обрамлением Дэниэла Дэй-Льюиса, создавшего одну из самых запоминающихся ролей в кино.
Итог: вдохновленный романом американского классика Андерсон, с опорой на него, создал собственную драму, капиталистическую трагедию, которая подобно произведению Синклера для литературы, стала событием для кино.
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
|