Изгнание из рая
Уильям Голдинг
"Наследники"
"Это были высокие люди с широкими открытыми лицами, удлиненными прямыми
носами, и, по сравнению с их предшественниками, с удивительно большим
объемом мозга"
Герберт Дж. Уэллс "Очерки истории цивилизации"
Роман «Наследники» является вторым романом Голдинга, вышел после знаменитого «Повелителя мух». Имея представление даже о двух романах можно определить приоритетные темы писателя. В первую очередь это Человек в самом полном смысле этого слова, с пережитым опытом, как пример своего социума. Главный конфликт заключается в столкновении привычного жизненного уклада с непреодолимым препятствием, в результате которого образ жизни преображается, а результат этого перестроения личности выносится на суд читателей. Чтобы показать концентрацию на теме Человека, в «Наследниках» Голдинг идет на эксперимент. Здесь его герои и не люди вовсе в современном понимании, а далекие предки, с иным типом мышления. Здесь-то и открывается авторская позиция, ведь при различии внешних аспектов внутренне племя неандертальцев является еще одной грубой моделью общества, как и дети-робинзоны.
Эта история поведает нам о столкновении двух первобытных племен. Внешне, в ней нет ничего особенного – покинув зимнюю пещеру у моря, племя возвращается на место летней стоянки и обнаруживает, что вблизи завелись «другие». «Новые люди» более изощрены и жестоки, умны и превосходят числом. Конечно, был бы автор попроще, читатель мог бы надеяться, что герой Лок победит всех, спасет «жену и дочку»… Да только у реалиста Голдинга все понятно сразу – это оттягиваемые дни до неизбежного конца. Не за сюжетные изыски любим мы этого писателя, а за его мрачные притчи, наполненные искренней жаждой разобраться в человеческой сущности, ведь, на самом деле, она куда страшнее Ада, Монстров и Призраков вместе взятых. Стоит ли говорить, что жестокость будет?
По сравнению с дебютным «Повелителем мух» стиль Голдинга изменился, стал более тяжеловесным и метафоричным. Здесь он бросил все свое мастерство, чтобы изобразить первобытную грубость. Фразы коротки и небрежны, часто проскальзывают повторы. Но не надо обманываться, потому как за внешней ненавязчивостью скрывается стилистический гений, у которого каждая фраза взвешена не один раз, несет на себе именно тот оттенок, который хотел дать автор. Метафоричность бьет все рекорды – автор поставил целью изобразить все разнообразие природы и непонятных явлений словарным запасом пещерного человека, зато он так искусно играет словами, складывает их в ребусы и загадки, что читателю неоднократно придется пошевелить серым веществом и применить фантазию, чтобы представить себе истинную картину происходящего.
Уже в начале недоумение может вызвать обилие одинаковых имен: Лок, Фа, Мал, Ха, Нил, Лику. Это еще один элемент ложной «грубости», чтобы расшевелить застывший мозг неподготовленного читателя, потому что уже через десяток-другой страниц вы перестанете путаться в этих именах, и за каждым закрепите четкий неповторимый образ. Сложно сказать, что персонажи сильное место произведения, скорее они всего лишь часть атрибутики, нужной автору для дальнейшего раскрытия произведения, глубина которого стоит того, чтобы окунуться с головой.
Вообще определить вид «героев» романа Голдинга будет затруднительно человеку не знакомому с антропологией в ее подробностях. Но мы обратимся к произведению Герберта Уэллса «Очерки истории цивилизации», которая оказала на Голдинга очень большое влияние, и именно цитату из этого произведения он использовал в качестве эпиграфа. Согласно книге Уэллса в главных героях «Наследников» легко угадываются неандертальцы, которые вполне возможно могли существовать в одно время с Homo Sapiens, а именно это и есть «новые люди», с которыми столкнется племя Лока. Вероятнее всего они кроманьонцы, и самое забавное то, что о находке в пещере Кро-Маньон у Уэллса сказано так: «В той же пещере, кроме полного скелета женщины, был найден скелет старика, фрагменты детского скелета и скелеты двух молодых людей». Так вот что самое забавное, группа людей, описанная Голдингом в «Наследниках» имеет поразительное сходство с находкой. Таким образом традиционная открытая концовка Голдинга приобретает особый калорит и вот такое своеобразное «продолжение». Впрочем, вряд ли Голдинг хотел, чтобы его произведение было интересно исключительно антропологам. Он позаботился о научной базе, как и положено писателю его уровня, и все же главную суть для читателей он выделил в названии – «наследники». Встреча грубого племени с более организованным и социально подготовленным. Можно сравнить с изгнанием Адама и Евы из рая и вкушением плода древа познания. Все аллюзии к этому присутствуют, хоть и в довольно метафоричной форме. Дело в том, что неандертальцы к тому времени уже достигли придела развития (да-да, все еще Уэллс. Кто же еще?), из-за толстого черепа они неспособны к культурному развитию, в отличии от Человека Разумного. Поэтому неандертальцев с их примитивизмом можно отнести к людям Рая, жившим в неведении, а «новых людей», к вкусившим плод познания, и тем самым обрекшим себя на муки, ведь на деле они более слабый вид. Природа отступает и естественные качества сменяются умственным развитием. Пусть кроманьонцы и не одержали полную победу, да и век их, судя по всему, уже не долог, но в последней главе мы видим – их племена уже распространились по земле, а, возможно, последний род неандертальцев навсегда уходит в забвение. Этот мир унаследован не их детьми.
Итог: не самое сильное из произведений Голдинга, однако если учесть, что автор такого уровня по определению не может писать слабых книг, то «Наследники» держат марку будущего нобелевского лауреата. Здесь еще видны литературные эксперименты, поиск собственного стиля, однако и по ним видно – Голдинг слишком крепко стоит в литературе, чтобы кто-то мог с ним сравниться.
__________________
"Все, что я хотел – это пройти по такой земле, где нет карт" Майкл Ондатже "Английский пациент"
|