1. Об альтруизме.
Цитата:
Сообщение от Fауст
Самопожертвование знакомо животным.)
Не говоря о том, что можно уточнять механизмы "волевого решения", и те окажутся во многом аналогичны механизмам функционирования инстинктов. Обычные биологические механизмы.
|
Различают
альтруизм биологический, который действительно может быть полезен популяции, и
альтруизм человеческий, который в отличие от биологического, движется желанием улучшить благополучие другой личности, а не ожиданием какой-либо награды, овершенно любой, хоть осознанно, хоть неосознанно. То есть, никакого корыстного интереса в проявлении "человеческого" альтруизма нет и быть не может, иначе он теряет свое гордое имя. Итак, повторяю свой вопрос - почему не бескорыстное служение другим людям? Почему камень, который ценен только для самого Сизифа? Еще раз повторюсь, служить другим, будучи великим и бесподобным, вместо того, чтобы "и руки им не подавать", гораздо более способствует самопреодолению и внутреннему росту.
Цитата:
Показывают контраст между тем, как Сизиф мог бы реализовать себя в обществе, и как реализовывает себя вместо этого.
|
И каким образом он мог бы реализовать себя в обществе?
Цитата:
Свойства камня таковы, что вкатывающий своим примером демонстрирует людям, на что способен человек. Он показывает, что можно жить целью, никак не связанной с насущными интересами, молча призывает выбрать такую цель и по себе.
|
И она непременно должна иметь ценность только для избравшего? Быть бессмысленной и бескорыстной? И требовать полного самооотречения? А взамен давать чувство собственной исключительности и право поплевывать на остальных свысока? Пару раз для приличия вспомнив, что они - тоже немного люди и даже потомки богов?
2. Если отвлечься от фабулы и спрогнозировать, какой посыл рассказ несет читателю... Меня он насторожил и заставил вывести войска на позицию.
С кем читатель будет себя отождествлять? Глупый вопрос, ясное дело - с Сизифом, поскольку он лучший, самый положительный и умный. А еще и с целью в жизни. Рассказ ведется от первого лица, так что проблем точно не возникнет. И вот, читатель-Сизиф, получив свой заряд хорошего настроения (еще бы, морально победил питекантропов, в которых легко узнать наших современников), может радостно и с полным убеждением в
одобрении автора, переносить систему ориентиров рассказа в свою жизнь. И что получим в итоге: странное существо, которое может заниматься чем угодно, с полной самоотдачей, с полным правом не слушать, что ему говорят окружающие, поскольку те не занимаются таким делом, значит, не достойны зваться потомками богов. Этот карт-бланш, коллега. У того, кто примет программу, развязаны руки, автор уже оправдал все его действия. И принявший программу может даже не напрягаться, чтобы стать лучшим - Сизиф это и так знает, без каких-либо подтверждений этого знания действием, по ходу рассказа. То есть, не надо ни напрягаться, чтобы стать лучшим в чем-либо, ни соревноваться с "человечишками", - достаточно лишь стиснуть зубы и упрямо делать свое дело. Любое, лишь бы самому герою было, во что упереться. А на тех, кто в это время снабжает провиантом, оплачивает квартиру, обслуживает и обихаживает, можно снисходительно посматривать - у них нет ЦЕЛИ; их счастье, что я позволяю себе прислуживать. Вот такая программа, в переносе на нашу сугубую реальность, просматривается при прочтении. Безусловно, находятся гении, которые так и живут. Да. Но они не читают такой литературы. :) У них нет времени на беллетристику. Так что...
Цитата:
Можно сколько угодно отыскивать в аллегорическом произведении антиномий, но это не делает вам чести, покуда все противоречия касаются несущественных сторон произведения.
|
Это очень даже существенные стороны произведения. Это анализ произведения: его текста, подтекста, системы ориентиров.
Цитата:
Моё мнение - останется, т.к. обеспечивать себя приходится всем, но некоторые ещё и берут на себя камни. Не важно, ради других катят, для себя. Преимущество дела "для других" над делом "для себя" зависит от акиологической системы.
|
Камни бывают разные. Вот "Непризнанный гений", графоман и неудачник. Всю жизнь он будет писать посредственные опусы, таскаться по издательствам, клясть завистников, тех кто не ценит его таланта, кто потом пожалеет... - и сидеть на шее тех, кто его пожалеет. Камень? Камень - пытаемся пробиться, доказать, состояться. Кому это нужно? Никому, кроме пробивающегося. Можно не пытаться писать лучше - зачем, я итак самый-самый, а опусы мои не берут - потому что дураки и завистники.
Камень "для других" - мамочка живет только ради сыночка. Ей надо, чтобы он поступил в институт, ей надо, чтобы у него была хорошая семья (читай, какая понравится ей самой), ей надо, чтобы у него было признание, и так далее. Сыночек может расслабиться - у мамы есть великая цель. Он уже по умолчанию самый-самый лучший, а остальные - дураки и уроды, которые этого не понимают и не ценят. Но мама их выведет на чистую воду и втащит свой камень - процветание сына, как она это понимает, на свою вершину. И что? Получаем счастливый тандем - вола и тунеядца. Кому это надо?
Цитата:
Фундаментальная наука замешана не на практической пользе, пусть даже удалённой во времени. Она основана на том, что истина признаётся самоценной. Ни о каких колодцах здесь речи не идёт.
|
Позволю себе небольшую шутку:
Скрытый текст - шутка:
Вышел как-то Зевс на балкон покурить и видит, что у дворца его камень выкрошился из фундамента. Почесал Громовержец бороду и повелел:
- А кто это у нас из смертных самый хитрый, коварный, да изворотливый? Что-то мне Аид вчера на пиру жаловался, что какой-то Сизиф из царства теней обманом сбежал, да теперь пирует и жизни радуется. А вот совмещу-ка я приятное с полезным, сделаем-ка мы так...
И той же ночью у Сизифа-беглеца начались проблемы со здоровьем. И голова болит, и в груди колет, и на сокровища смотреть с души воротит, и жена опостылела. Понял тут эфирский царь, что не будет ему жизни, пока камень подходящий на гору не закатит. Сам Зевс на то его избрал, да над другими поставил. Ну, дождался царь утра, чайку попил, пошел в каменоломню, там себя послушал - какого размеру камень сердце прикажет взять, выбрал и пошел к обиталищу богов Олимпу.
А ушлый Гермес уже тотализатор открыл - надолго ли коварного хитреца Сизифа хватит? Ведь быть того не может, чтобы тот, проведя самого Аида, да рабским трудом занимался. Только не знал Пустышка, что Громовержец той же ночью коварства Сизифа лишил, да передал взятое коварство дочери своей Палладе на хранение. До лучших, так сказать времен. Да, кажется, погорячился, кусок гордыни, увесистый такой, из кармана божественного выпал, да часть разума царского и растворил. Вот идут века, смотря олимпийцы, как эфирский царь надрывается, пари заключают на урожаи амброзии, радуются, свистят, искушения подбрасывают... Так и живут.
А камень взамен выкрошенного уже прикатили, в то же самое утро - Светлый Гелиос с розовоперстой Эос напару, аж с самых Геркулесовых столбов. Ибо негоже Зевсовым палатам из-за такого пустяка рушиться.