По прочтении рассказа "Сизиф" возникает, помимо отмеченных выше, еще и такой вопрос: а в чем именно воплощается этот подразумевающийся духовный рост героя? В непоколебимой преданности избранному делу? Так для подобной непоколебимой преданности нет необходимости быть потомком богов, царем, красавцем и умником. Того же эффекта можно достичь и от людей простых - много таких идейных юношей и девушек катались во времена СССР на грандиозные, хотя частенько столь же бессмысленные трудовые подвиги. Где оно, развитие, движение ввысь?
Следует отметить, впрочем, что в рассказе (как я понял) Сизиф ни разу так и не поднял камень на самую вершину горы. Т.е. ситуация несколько иная, чем в мифе. Но, т.к. все знакомы сюжетом с античного первоисточника, читатель заранее подразумевает принципиальную невыполнимость задачи Сизифа - ведь его наказание заключено в вечном перемещении тяжести по наклонной плоскости. Отсюда и сомнения. Духовный рост как результат вечного бессмысленного труда? Какое вообще возможно движение в вечности, кроме колебаний вокруг исходной точки?
Допустим, автор предполагает, что духовный рост в принципе возможен ограниченно. В таком случае он обязан предполагать, что Сизиф может поднять свой камень на вершину горы, и тем все и закончится, и камень на вершине устоит - что противоречит мифу - следовательно выбран красивый, но плохо подходящий для донесения авторской мысли до читателей образ.
Второй вариант - автор предполагает возможность неограниченного (вечного) духовного роста. Это уже позиция философии модернизма - непрестанное движение от плохонького прошлого в светлое будущее. С этим можно спорить. Кроме того, критерии духовного роста не обозначены, что плохо.
__________________
"В действительности всё не так, как на самом деле." Станислав Ежи Лец
Последний раз редактировалось Argumentator; 25.05.2009 в 15:36.
|