Решил высказать своё скромное мнение (собственно, в сравнении с мнением Мэтра софизма любое мнение будет скромным, и рассыпется в два счёта).
Рассказ "Сизиф" вроде бы поначалу и понравился. Сурово всё так, весомо. Особенно по душе пришлась сцена с лающей собакой - философия вообще супер, идеальна для автора, который хочет обломать любого критика: лаешь на меня - значит собака, лижешь пятки - хм... вроде, человек... Ну да ладно, это - лирическое отступление.
Касаемо понятого мной смысла.
Помнится, какой-то древний грек (блин, вот подумал, а почему сейчас греки не такие умные...) - кажется, тот, который был уверен, что у мухи четыре лапы, придумал модель государственного устройства, при которой были философы, воины и земледельцы (подозреваю, что кого-то упустил, но не суть). Так вот, философам, естественно, отводилась роль власти, земледельцам и воинам - свои соответствующие названию.
В рассказе Никитина философ (красавец, спортсмен и т.д.) Сизиф самодостаточен, т.е. ему не нужен никто. Но это - в его понимании, поскольку, кроме камня, расплывчатой цели вверху и очень чёткой цели в настоящем (вывести на чистую воду протоплазму дона Руматы), он не видит ничего вокруг. Он не видит, как земледелец, попутно удовлетворяя свои низменные инстинкты, обеспечивает его, Сизифа, едой, одеждой и т.п. Он не видит, что воин тупо и низменно дохнет где-то возле Коринфа, обеспечивая Сизифу свободу и покой. Да и зачем ему это замечать? Это не стыкуется с его высшей целью. Если Сизиф бросит камень и пойдёт помогать воину, камень ведь скатится вниз, что совершенно недопустимо.
Пожалуй, можно было развить хэппиэнд. Думаю, так: земледельцы и воины бросают свои дела и катят к чёрту на кулички камни, наполняют бездонные бочки, вычёрпывают ковшиком океаны, но делают это совсем недолго, поскольку тихо помирают от голода, либо же - от меча чужой протоплазмы, далёкой от Коринфа и затаскивания камней.
__________________
— А ты ниче.
— Я качаюсь.
— Как думаешь, для чего мы в этом мире?
— Я качаюсь.
Не будите спящего героя
|