Так, понятно.
Разбора
идейно-тематического, по существу, я тут не дождусь. Тогда сделаю его сама, когда, наконец, дочитаю "Ярость".
***
Дополнено через некоторое время.
Да, еще можно вспомнить литературный метод "раскавыченных цитат", которым активно пользуются постмодернисты. Да, там тоже употребляют чьи-то выражения, но обычно в новом контексте, придавая им другой окрас и новое звучание. В нашем случае, момент совершенно четко параллелен аналогичному моменту первоисточника. Так что на литературную игру не тянет.
***
Ура, дождалась!
[SPOILER="смотрим"]
Цитата:
Наказание Сизифа оказывается не наказанием вовсе, а "призывом Богов".
|
Отлично. Тут и спорить не с чем. Сизиф - царь, ему много дано, с него много и спросится. И начало спрашиваться. В отличие от тех, кто живет "как олени, рыбы" и прочий зоопарк. Но что происходит дальше?
Его начинают отрывать от богоугодного занятия. Сначала женщина (с самого начала, когда еще нетрудно сбить с пути). О женщинах в творчестве Никитина - вообще отдельная тема. Я ее обязательно подниму, когда буду разбирать "Ярость".
А вот с аллегорическими примерами, тут все не так просто. Это не столько аллегорические примеры, сколько авторские оценки.
После каждого эпизода с "искушениями" обнаруживается назидание, повторяемое несколько раз, открытым текстом.
Скрытый текст - назидания:
1
Цитата:
Меня любят не за царскую мантию, я и в лохмотьях - потомок богов: в беге ли, в кулачных
боях или в метании диска - не знаю равных.
|
2
Цитата:
Одну побил, другую побьешь, третью, да так и разменяешь огромную победу на эти мелкие. И будешь не Сизифом, а обыкновенным человечком, который живет себе, как хочется, а живется ему просто, как живут бобры,
олени, волки, лошади, и за всю жизнь так и не проявит своей солнечной породы...
|
3
Цитата:
Я - Сизиф, бывший царь могущественного Коринфа, я тот самый царь, который решил отыскать силу большую, чем сила, я тот царь, которому мало власти над людьми, который ищет власть над самой властью.
|
4
Цитата:
В минуты отдыха я часто рассматривал его, стараясь разгадать мучивший меня вопрос:
как жить этим людям? Как жить правильно?.. Запри любого из них в темницу - уйму ума и таланта проявит, чтобы выбраться, а в сонном спокойствии так и проживет до старости, до смерти, не узнав, на что способен... Если у кого
случается несчастье, то и душа просыпается, но обычно в городе жизнь течет беззаботно, люди от рождения до смерти чем-то похожи на коз, которых пасут...
|
5
Цитата:
Один из них, с умным лицом, однако с озабоченным выражением, выпалил
с достоинством:
- У тебя своя философия, Сизиф, а у нас своя.
Я покачал разочарованно головой:
- Зверь, конечно, не потащит камень в гору. Ему нечего там делать вообще, если на вершине нет вкусной травы или сочного мяса.
Он обиделся. Но я снова катил и катил свой камень, стиснув зубы,
подавляя боль, усталость.
|
6
Цитата:
Из рядов воинов выдвинулся костлявый муж, хрупкий, сухой, с глубоко
запавшими глазами.
- Ты патриот или нет? - спросил он меня.
- Конечно, патриот... Я патриот и потому должен вкатить свой камень.
Они подступили ближе, сгрудились вокруг. Лица у всех были изнуренные,
жестокие, в глазах злость и отчаяние.
- Я уже был царем, я знаю: бессилен самый абсолютный тиран. Только невеждам кажется, что царь может улучшить мир. Если бы все так просто! - сказал я.
|
Сизиф упивается собственным делом и собственным растущим величием. Это не антивоенная нотка - это ему все равно. Чем выше он поднимает свой камень, тем больше уходит от общества. По призыву богов. Одинокий и свободный. А вот остающиеся, простые люди с их заботами, радостями и интересами все больше приравниваются в его глазах к животным.
Более того, автор воспевает своего героя, за его упрямство "по воле богов". Герой выписан безусловно привлекательным и великолепным на фоне оглупленных и низменных остальных. Однако, это маргинал. Как социальная модель, подобного рода жизненные программы гарантированно выводят человека из общества, давая взамен только нуждающееся в постоянной подпитке чувство собственной инности, уникальности и величия. В этой связи хочу напомнить классическую повесть "Старуха Изергиль" М.Горького. В части легенды о Ларре, сыне орла. Оччень похоже. Только Сизиф победил.
Таким образом, за внешним фасадом борьбы и неустанной работы над собой ли, над любимым делом, вырисовывается четкая и безапелляционная
программа самовозвеличивания.[ /SPOILER]
Готова привести цитаты и выражения, которые ее формируют.