В общем, согласен.
Большой тираж бывает только по одной причине:
ДОВЕРИЮ, КОТОРОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИСПЫТЫВАЕТ К КНИГЕ, КАК К ПРОДУКТУ.
А вот оснований для такого доверия может быть много:
1. Доверие к автору, основанное на опыте. Книги этого писателя периодически удаётся распродать. Что свидетельствует о том, что он нравится большому количеству покупателей (=читателей). История с Максом Фраем, и более поздняя, с Глуховским -- тому отличный пример. Оба печатались сначала маленькими тиражами, в сериях , которые их никак не выделяли, а потом издательства убедились, что их -- берут.
2. Доверие к результатам рекламы. Первые тома "Гарри Поттера" в России сразу издали крупными тиражами, хотя Роулинг у нас ещё никто не читал, и "истории продаж" у неё в России не было. Однако книга рекламировалась (в том числе и за границей), настолько агрессивно, что у нас издательства поверили, что читатель подпадёт под рекламу здесь. Другой пример этого же рода -- серия "Warhammer": первые две книги ("Убийцы троллей" и "Молоты Ульрика") были изданы 6 лет назад, довольно серьёзным тиражом. Издатель понадеялся, что популярность компьютерной игры и настолки "вытянет" и проект. И зря. Тогда эти книги с треском провалились, их распродать не удалось, и через пару лет они продавались буквально по двадцатке.
3. Доверие к "имени" автора, а не к истории его продаж у нас. Это бывает реже всего. У нас издательства предпочитают издавать зарубежных "классиков" у которых куча премий и англоязычное признание сначала маленькими тиражами, чтобы посмотреть как разойдётся этот "пробный шар" в магазинах. Но бывает, что авторский гонорар настолько велик (а издательства, ведь, авторские теперь отстёгивают честно), что маленький тираж печатать просто нерентабельно. и приходятся рисковать, печатая сразу много.
|