Так как автор пока молчит,рискну слегка пояснить я ,так как вопрос крайне интересный,а дворянство немножко мой профиль...Честь -этот краеугольный камень дворянской идеологии-был по Бальзаку совершенно сокрушен воцарившимся во Франции культом денег . Дворянская честь предполагала,что деньги-вещь весьма второстепенная, что верность своему долгу и сюзерену,воинская доблесть, справедливость(в индивидуалистическом обществе потребления становящиеся своего рода архаизмами) превосходят столь ценимые буржуазные достоинства,как предприимчивость,деловитость,бережливость,cпособно сть ловко обмануть и смошенничать,оставшись между тем в рамках закона. Дворяне считали своим долгом служить монарху и отечеству и в трудный час,и во время его успехов-буржуа,напротив, любит лишь такое отечество и такого короля,который наиболее выгоден для его личных интересов(олицетворением такого правления может быть ненавидимый легитимистом и сторонником Карла X Бальзаком режим Луи-Филлипа) ,но и его с готовностью предаст,если будет шанс отхватить кус побольше.Он не какой-то опереточный негодяй-просто любящий превыше всего самого себя,свой дом,обед и сбережения обыватель,ради сохранения своего спокойствия и благополучия готовый весьма законно и пристойно скормить ближнего волкам и потом со спокойной совестью отправиться на мессу. Но в книгах Бальзака мы видим аристократию,зараженную этими же пороками-герцогинь,выманивающих деньги у любовников, пэров Франции,не уступающих в скаредности и расчетливости ростовщикам, графов,ради денег женящихся на нелюбимых и презираемых в душе дочерях торговцев и живущих за счет этих жен.Такие персонажи были и раньше,но только в то время это приобрело(по Бальзаку) массовый характер и сопровождалось полным крушением старой дворянской идеологии,стало не постыдной и осмеиваемой вещью (вспомним Портоса и его прокуроршу) ,а нормой. Сами же новые аристократы смеются над старой честью ,древностью рода и прочими отошедшими в прошлое понятиями.Дворянства больше нет,есть только аристократия , как говорит некая циничная герцогиня из " Музея древностей ", а за изысканными манерами,раззолочеными гербами и ливреями лакеев прячется все та же буржуазное стремление к обогащению и наслаждениям-любыми способами и любой ценой. Те же,кто пытается следовать старым традициям и принципам -как маркиз д'Эспар из " Дела о опеке ", и даже архаичный маркиз д'Эгриньон из " Музея древностей " подвергаются осмеянию новой элиты,на них стремятся нажиться и обмануть-и в конечном счете наживаются и обманывают.Словом замена noblesse oblige властью ни к чему не обязывающей толщины кошелька,как написал автор вопроса,крушение аристократии и аристократической чести-одна из наиболее важных тем в произведениях Бальзака.Так что действительно интересно будет услышать мнение Gatty по поводу описываемых в книгах данного автора процессов.Если я неправильно истолковал вопрос автора,заранее извиняюсь.
ЗЫ: Кстати ,одной из основных причин подобного Бальзак считал весьма марксистскую -разорение дворянства во время грабительства французской революции ,дробление имений и т.д. Кстати говоря,мало кто из левых авторов изобразил недостатки буржуазного общества столь сильно,как католик и роялист-легитимист Оноре де Бальзак.За что и ( с некоторыми поправками на реакционность ) одобрялся и издавался даже и в СССР(впрочем,если я не ошибаюсь,издавать впервые начали в пятидесятых годах).
|