Проект «Жанры», на мой взгляд, представляет больший интерес для самого автора и пишущей братии, нежели для читателя. То, что знаменитая серия об Эрасте Фандорине отдает дань детективным традициям, что каждый роман или повесть «отрабатывали» какой-то прием (шпионский детектив, конспирологический детектив, «убийство в запертой комнате», и т.п.), все это было заметно только внимательному знатоку. Эта особенность не выпячивалась, но была изящной литературной игрой.
«Жанры» же, как следует из названия, является авторским экспериментом в различных беллетристических направлениях. Акунин выделил характерные особенности, так сказать, типовой набор, и построил на их основе романы.
Итак, «Фантастика». Тоненький томик, набранный крупным кеглем, темная обложка: разбитый автобус, три сине-серых силуэта, геометрическая схема равнобедренного треугольника… Что ж, эту обложку можно считать синопсисом.
Что касается самого романа, то он… Безликий. Что мы имеем: начало восьмидесятых, в Подмосковье разбивается пассажирский автобус, выживают двое юношей, у которых после этого появляются удивительные способности. И дальнейшая судьба этих молодых людей на фоне изменений в стране. Не могу сказать, что новая жизнь обладателей Дара, как они сами это называют, отличается какой-то оригинальностью и новизной – это было, было не раз, были и более удачные варианты развития событий. Тут все предсказуемо, с небольшой поправкой на советские реалии. Довольно типично для автора и заострение сюжета путем введения третьего элемента-персонажа. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять дальнейшие ходы. А вот тут сделана попытка добавить фантастичности в духе «Секретных материалов» - таинственные организации, скрытые угрозы существующему миропорядку, выворачивание мировоззрения героев наизнанку… И как раз эта часть романа выглядит самой слабой. Увы. Я вижу в этом что-то среднее между авторской насмешкой и издержками конвеерности проекта. Дескать, что делает фантастику фантастикой? Накапливающиеся странности, которые приведут к откровению и непременным Чужим, герои, которые вроде как и живут в среде, но абстрагированы от нее, и непременная незавершенность, «продолжение следует». Сериальность. Выполнив все пункты, получаем фантастический роман.
К сильным сторонам романа можно отнести реконструкцию стилей жизни и образа мыслей разных слоев советских граждан, времен восьмидесятых годов. Неуверенность, смена ориентиров, унизительная кастовость и нехватка самого необходимого – внимание читателя на них не заостряется, однако становится ясно, что повседневная жизнь формируется именно под влиянием этих факторов.
Итог: ровно написанная остросюжетная книга на одно прочтение. Средство для убийства времени. Для Бориса Акунина этот роман – снижение планки. Если же рассматривать на основе «Фантастики» все фантастическое направление, то есть, попытаться составить мнение, то, скорее всего, вердикт будет не в пользу «жанра».