Довольно интересные заметки небезызвестного Николая Пегасова, на обсуждаемую тему:
Скрытый текст - Политкорректные бронзулетки: Политкорректные бронзулетки
В последние десятилетия в принципах вручения оскаров произошли изменения. Все большее и большее значение получает политико-социальная актуальность кинокартины, а не ее художественная ценность и инновационность. Золотые статуэтки вручались за все заметные проявления политкорректности.
1. Расовое недружелюбие
1981 «Огненные колесницы» - антисемитизм (фильм года)
1989 «Шофер мисс Дейзи» - негрофобия, антисемитизм (фильм года, лучшая актриса)
1990 «Танцы с волками» - угнетение индейцев (фильм года, лучший режиссер)
1993 «Список Шиндлера» - уничтожение евреев (фильм года, лучший режиссер)
1998 «Жизнь прекрасна» - уничтожение евреев (лучшие актер, зарубежный фильм)
2002 «Пианист» - уничтожение евреев (лучшие актер, режиссер)
2002 «Бал монстров» - негрофобия (лучшая актриса)
2005 «Столкновение» - намешаны все виды расовых проблем (фильм года)
2007 «Фальшивомонетчики» - уничтожение евреев (зарубежный фильм)
2008 «Чтец» - уничтожение евреев (лучшая актриса)
2. Физическое или психическое убожество
1988 «Человек дождя» - умственная дебильность (фильм года, лучший актер)
1989 «Моя левая нога» - инвалидная безногость (лучший актер)
1989 «Рожденный 4-го июля» - инвалидная безногость (лучший режиссер)
1992 «Запах женщины» - полная слепота (лучший актер)
1993 «Пианино» - полная немота (лучшая актриса)
1994 «Форрест Гамп» - умственная дебильность (фильм года, лучшие актер, режиссер)
1996 «Английский пациент» - инвалидные ожоги (фильм года, лучший режиссер)
2001 «Игры разума» - умственная дебильность (фильм года)
3. Вооруженные религиозные диспуты
2001 «Ничья земля» - православные против мусульман (зарубежный фильм года)
2006 «Последний король Шотландии» - негры против негров (лучший актер)
2008 «Миллионер из трущоб» - индуисты против мусульман (фильм года, режиссер)
4. Нетрадиционная сексуальная педерастия
1993 «Филадельфия» - ахтунг (лучший актер)
1999 «Парни не плачут» - девочка наоборот (лучшая актриса)
2005 «Горбатая гора» - название стало нарицательным (лучший режиссер)
2008 «Милк» - ахтунг (лучший актер)
Это я пробежался по 5 категориям оскаров. Что-то пропустил, что-то не смотрел, так что шедевров на означенные темы явно больше. Безусловно, не всегда политкорректность - определяющий фактор победы. «Список Шиндлера», «Пианист» и «Форрест Гамп» стали классикой кино (а вот все прочие ленты, мягко говоря, спорные). Особо смешна победа давно забытой «Ничьей земли», фильма на «боснийском языке» (такого нет, есть сербо-хорватский). Он выиграл у «Амели», фильма настолько сбалансированного и совершенного, что его магию не смог повторить и сам режиссер Жене. Это доказывает, что академики часто голосуют не за отсмотренную ленту, а за аннотацию.
Каким должен быть идеальный фильм, с точки зрения Академии? Скомбинируйте пункты 1-4 и получите ответ.
Скрытый текст - Табу в кино: В комментариях к заметке о политкорректных оскарах зашла речь о том, что остросоциальные темы в кино меняются со временем, а вместе с ними - запрещенные темы. Я решил разобраться, как эта эволюция шла в голливудском мейнстриме.
Негры
В 20-50-е годы в фильмах практически не было негров. А если были, то изображали они рабов (в исторических картинах типа «Унесенных ветром»), слуг и неквалифицированных рабочих. В любом случае, их появление в кадре было эпизодическим. Интереса к теме сегрегации и расовой дискриминации киноделы не испытывали. Попробуйте вспомить ленту Чаплина, в которой были бы негры. Фильм, рассказывающий о повседневной жизни Нью-Йорка, мог обойтись без единого негра в кадре. Это касается даже картин, посвященных тяжелой жизни рабочего класса!
Тема расовой дискриминации поднималась очень аккуратно в начале 60-х годов. В 1962 вышла экранизация скандального романа «Убить пересмешника», в котором белый адвокат (оскар Грегори Пека) защищает ложнообвиненного черного батрака. Но фильмом, прорвавшим дискриминационное молчание, считается «В разгаре ночи», 1967. Черный следователь из Нью-Йорка приезжает в Техас, где его арестовывают, принимая за бродягу («у негра бумажник с деньгами, значит, он его украл»), и «шьют» ему убийство белой девушки. Итог - оскар за лучший фильм.
Гомосексуалисты
Гомосексуальная тема - другое известное табу. В ленте могли фигурировать живущие вместе молодые люди, но педики они или просто экономят на аренде квартиры - не пояснялось («Веревка» Хичкока, 1948). Объятия, поцелуи и любовные диалоги, естественно, невозможны. В 60-е годы тема гомосексуализма уже смело подымалась в европейском кино и американском артхаусе (Энди Уорхолл). Но Голливуд, делавший фильмы для масс, педикам сочувствовать не спешил.
В конце 60-х табу на изображение гомосексуалиста исчезло и в Голливуде, но голубых показывали в двух вариантах. Или в гротескно-смешном виде, как в комедии «Продюсеры» (1968), или в отталкивающем виде подонков и извращенцев. Последний вариант демонстрирует «Собачий полдень» (1975), в котором Аль Пачино в роли бесноватого гомосексуалиста захватывает банк и берет заложников. Присутствуют страстные диалоги главгероя с любовником и толпа его фанатов-пидоров, один другого краше. Фильм получил оскар за лучший сценарий.
Никакого сочувствия к педикам! В лучшем случае отношение было близким к нейтральному, как в знаменитом «Кабаре», где о бисексуальности главгероя говорится единственный раз в его диалоге с героиней Миннелли.
В начале 80-х ничего не изменилось. Фильмы о серийных убийцах нетрадиционной ориентации, упоминание геев в комедиях, а также мерзкий барон Харконнен в «Дюне» Линча - на мой взгляд, самый отталкивающий образ за всю историю кино. А вот во второй половине 80-х, когда стала раздуваться тема СПИДа, появились первые фильмы, относившиеся к голубым «с пониманием». В 1991 Гас Ван Сент, главный голубой режиссер Голливуда, попал-таки в широкий прокат с «Моим личным штатом Айдахо» про геев-проституток (Киану Ривз и Ривер Феникс). А в 1993 Том Хэнкс получил свой первый оскар за роль умирающего от СПИДа гомосексуалиста («Филадельфия»), и Голливуд прорвало: теперь голубых показывают как обычных людей и всячески им сочувствуют. Популярность темы не падает: в нынешнем году Шон Пенн взял оскара за роль гея-политика в «Милке», который поставил, кстати, тот же Ван Сент.
Другие табуированные темы
Про наркотики Голливуд стал рассказывать в начале 70-х годов. Международный траффик героина впервые показан во «Французском связном» (1971, оскар за лучший фильм), но проблемы наркозависимости и уличной торговли стали широко освещаться только во второй половине 80-х.
Тема инвалидности (физической или психической), как неприятная для зрителя, тоже появилась только в 70-х. Вспомните «Полет над гнездом кукушки» (1975, оскар за лучший фильм). Примерно тогда же, видимо, всплывает тема абортов.
До недавнего времени кинематографисты считали невозможным показать в кадре смерть или мучения ребенка. Теперь это табу преодолено: в какой-то из частей «Пиратов Карибского моря» показана казнь ребенка на виселице.
Существующие и новые табу
Некоторые темы по-прежнему остаются табуированными. Например, педофилия и детская проституция.
Очень интересно проследить, как под запрет в Голливуде попадали ранее разрешенные темы. Раскрытие дискриминации по отношению к черным и голубым породило обратный запрет: почти невозможно представить сценарий, в котором негры или гомосексуалисты представали бы в роли негодяев.
В 1915 Гриффит снял классический фильм «Рождение нации», который, без шуток, входит в золотой фонд кинематографии. Часть его сюжета - вожделение негра к белой девушке. Негр пытается ее изнасиловать, она вынуждена с собой покончить. В итоге справедливость торжествует, а негров линчуют ку-клус-клановцы. Такая вот историческая идиллия в блокбастере за 100 тыс. долларов (огромная сумма для фильма того времени). Можете себе представить римейк по такому сюжету?
В 1930 Фриц Ланг (еще в Германии, не в Голливуде) поставил свой самый знаменитый фильм - «М». Кино про серийного убийцу маленьких девочек, шизофреника-педофила (правда, о педофилии мы только можем догадываться из путанных слов главгероя - прямо о ней не сказано). Его ищет полиция, а когда она бессильна - воры в законе. На воровском судилище главгерой пытается объяснить свои мотивы и рассказывает о голосах в голове и силе, которая толкает его к девочкам. Вот вам еще один фильм, римейк которого сегодня невозможно сделать по причинам политкорректности.
Наконец, взгляните на упомянутый «Собачий полдень». Гомосексуалисты в нем - отталкивающие мерзавцы, которым сегодня вменили бы и террористическую деятельность (захват заложников). Шансов на такой римейк, пожалуй, тоже нет.
Если еще вспомните подобные примеры старых фильмов, которые нельзя «переснять» сегодня - дайте, пожалуйста, знать.
Информация взята из его ЖЖ: http://pegasoff.livejournal.com/.
__________________
I believe I can see the future, cause I repeat the same routine... © NIИ
|