Показать сообщение отдельно
  #81  
Старый 24.01.2009, 12:08
Аватар для Лекс
Критик
 
Регистрация: 24.12.2007
Сообщений: 2,438
Репутация: 720 [+/-]
"День Шакала" Фредерика Форсайта

"День Шакала"
"Никто не может молчать, молчать и молчать"

Книга начинается долгим вступлением с подробным рассказом и представлением исторических личностей, сыграющих в романе немалую роль. От обилия имен, мест и сокращений может закружиться голова, что сразу же дает понять, перед вами не приключенчиский роман, не боевик, а опирающийся на реальные факты политический триллер. Большую роль нежели личности будут играть две организации ОАС и СЭДКЭ. Первая - секретная армейская организация, приговорившая к смерти главу Франции Шарля де Голля, вторая - французская служба безопасности. Обе считают себя патриотами, с той только разницей, что для ОАС Шарль де Голль - предатель, пожертвовавший благополучием их страны ради собственной власти. Невидимая война этих организаций идет по всей Европе при помощи разветвленных служб разведки и агентов. Покушения ОАС срываются одно за другим и отчаявшись главари принимают решение за любые деньги нанять профессионала "со стороны", ибо вся структура сил безопасности Франции будет бессильна перед человеком, о котором неизвестно ничего. Выбор падает на англичанина, бегло владеющего французским, с безупречной репутацией и кличкой Шакал.
Один из недостатков романа - Форсайту не удалось избежать некоторой пафосности по отношению к главному герою. Слишком уж быстро верят на слово киллеру главари ОАС, слишком легко принимают решение расстаться с деньгами, ради которых международной организации еще придеться попотеть, слишком трепетно относятся они к самому Шакалу и его таинственности. Все это, однако, можно простить, если учесть и принять слово Профессионал с большой буквы, а именно таков образ главного героя. Высокий белокурый англичанин способен держать в узде чувства и эмоции, он - хладнокровная и непробиваемая машина, во что бы то не стало, пусть медленно и вдумчиво, но движущаяся к заветной цели. Он поддерживает образ богатого туриста, умеющего наслаждаться жизнью и ловить даже ее маленькие прелести, будь то солнечные лучи или ветерок, что играет в волосах. Он останавливается в дорогих отелях и питается в лучших ресторанах, элегантен в одежде, позволяет себе осмотр достопремечательностей, никогда не скупиться, но и не уходит в излишние траты, это человек, который умеет жить на полную катушку в условиях повышенной секретности, что тоже несколько отдает пафосом. Даже в критической ситуации светловолосый англичанин умеет вести себя собрано, что естественно для убийцы самого высокого класса. По завершению операции Шакал намерен закончить с карьерой киллера, прекрасно понимая, что после убийства самого охраняемого человека Европы ему не удасться остаться в тени.
Повествование холодно и беспристрастно, как и сам герой. Нанятому ОАС Шакалу противостоит еще более хладнокровное СЭДКЭ. Война их невидима, оружием выступает информация, а главное преимущество - эффект внезапности и его величество случай. Здесь нет деления на "хороших" и "плохих", это роман о людях, которые просто выполняют свою работу. Еще одной чертой, подчеркивающей всю хладнокровность произведения является отсутствие даже намека на любовную линию. В силу природной обоятельности и умения получать удовольствие от жизни Шакал флиртует с некоторыми девушками, заводит близкие отношения с одной влиятельной дамой, но на этом все и закончиться, ведь глупо думать о любви когда от каждого шага зависит безбедное будущее, о котором он с детства мечтал, глядя на витрины туристических агентств.
Проработка материала достойна особого упоминания. Форсайт проделал колоссальную работу, изучая все то, что подаст читателю в своем романе, в чем карьера политического журналиста очень даже поспособствовала. Он великолепно сочетает документалистику с художественной частью. Здесь и емкие описания принципов и методов работы, как французских, так и международных структур, портреты далеко не первых государственных лиц, краткие характеристики организаций прикрытых абривиатурами, что дает хорошее представление о системе, вызов которой бросает киллер. Кроме того автор проанализировал немало практического материала, что делает одно обсуждение винтовки для покушения песней в диалоге Шакала и оружейника. Специалисты своих дел получились действительно специалистами, готовыми говорить и говорить о своем деле, предоставляя читателю множество занятной информации, не опускаясь до скорпулезности пособия для начинающих.
Обязательно встанет, вопрос: можно ли назвать персонажей данного произведения "живыми". Ждать от них избытка чувств и эмоций не стоит, кроме того книга характерна и тем, что главных героев тут попросту нет и даже Шакал появляется не часто, что делает его второстепенным несмотря на главенствующую роль в этой книге. Вместо переживаний Форсайт подает историю некоторых героев, их тщательное описание и политическое положение, что работает на идею показать общество именно в этом ракурсе, отразить взгляды и надежды народа. Такое отношение к героям может показаться спорным для их восприятия, но оно, наверное, лучшее из всех зол и полностью соответствует концепции произведения, вызывая не столько сочуствие, сколько рациональную оценку поступков каждого. Тем не менее встречаются и яркие личности и в описаниях Форсайт не скуп, что не умаляет художественной ценности романа.
Постоянно держит в напряжении тот факт, что все приготовления, все усилия обоих сторон выльются в несколько секунд. И все это при том, что истории достоверно известно (а Форсайт этого не скрывает), что Шарль де Голль умер собственной смертью, благополучно покинув президентский пост в апреле 1969 года, но тем не менее до последних строчек роман будет держать читателя в напряжении, будто злощастная пуля все еще может изменить ход истории. И хороша концовка, которая со всей четкостью даст понять, каким чудесным стечением обстоятельств стало обнаружение Шакала.
Итог: крепкий политический триллер с подробным и основательным описанием действий наемного убийцы прошлого века, однако почти потерявший актуальность в наши дни. Между тем нет смысла давать оценку этому произведению, для "Дня Шакала" время не играет роли, потому что роман сам о времени и пока кому-то будет интересно устройство европейских служб безопасности в начале шестидесятых, до тех пор на горизонте этих событий будет мaячить произведение Фредерика Форсайта. Поэтому в зачетку автоматом идет - 10/10

Последний раз редактировалось Лекс; 24.01.2009 в 12:48.
Ответить с цитированием