Цитата:
Сообщение от Незарегистрированный
Каких европейских правителей времен средневековья и нового времени Вы могли бы назвать "людьми совести", за исключением Ричарда III?
|
Исключить Ричарда не получится. Он уникален, как положением, которое занимал, так и мерой лжи. Случалось, когда приличные люди «становились» преступниками по воле недобросовестных или купленных хронистов. Или по воле последующих авторов, которым легенда нравилась больше правды или казалась правдой - людям свойственно предпочитать правдам мифы, особенно мрачные, эффектные и назидательные. Но чтобы чудовище слепили из эталона порядочности, причем не распускавшего о себе страшных слухов - это, кажется, единственный случай. Может быть, похожим правителем стал бы Федор Годунов, не погибни в молодости - задатки были, а так ближайший аналог Папа Сильвестр Второй, вобравший в себе все черты, которые в авантюрных антиклерикальных романах приписывают преследуемым еретикам.
Умница, блестящий ученый и учитель, добрейший и честнейший человек был ославлен чернокнижником и как бы ни самим чертом. И все потому, что враги не могли найти ничего похожего на компромат, вот и брякнули с горя про черную магию, а народу понравилось. Еще бы. Папа-колдун это же жуть как интересно! А папа просто-напросто пользовался вместо неудобных римских индийскими цифрами и знал арабский (видимо, в тогдашней Испании набрался).
Что до «Людей Совести»… Ну, хотя бы Томас Бекет. Ему повезло, поминают только добром. Святым сделали. Святой покровитель правого мятежа, в числе прочего. Дюнуа, несмотря на претензии, связанные с Жанной, Де Монфор-младший.
Наш Федор Алексеевич кажется очень приличным человеком, хотя умер рано, а вот царевне Софье не повезло, тоже угодила в историю в гораздо худшем виде, чем заслуживает. Святой не была, но захоти она избавиться от братцев или братца, избавилась бы. Над Потемкиным принято посмеиваться, а зря. Достойный человек был и добрый. Жаль, многие считают, что власть, которая людей заживо не ест, подлежит обхихикиванию, даже если страна крепнет, а люди начинают жить прилично. Да, вот вам еще один «Человек Совести»: «честный и достойный человек, слишком беспечный для того, чтобы быть злопамятным, и слишком благородный, чтобы стараться повредить» (С) А.С.Пушкин. Фамилия означенного человека была Бенкендорф, но это уже не столько правитель, сколько сатрап.