Престиж и Темный Рыцарь
Раз подняли тему, дай думаю и я отпишусь, устраню досадное упущение.
Фильм хочу оценить с той стороны, с которой его тут еще (насколько вижу) не оценивали. С позиции предшествующего "Темному рыцарю" фильма Криса Нолана.
Не стану досконально расписывать фильм (м.б. в будущем...), просто соглашусь с его гениальностью.
Не прекращаются споры: какой фильм Нолана лучше: "Престиж" или "ТР" ("Мементо", "Бэтмен: начало" и предыдущие в расчет не беру)?
(сейчас мне заявят: как их можно сравнивать, это разные жанры, разные целевые аудитории, разные эпохи показываются?! Объясняю: хочу провести сравнение их как вершин творческой эволюции режиссера)
Сразу заявлю: оба фильма невероятно хороши. Трудно поверить, что один режиссер может выдать настолько потрясающие фильмы (при этом сюжетно никак не связанные друг с другом) один за другим. Факт остается фактом. Оба фильмы умны, зрелищны, завораживают сюжетом, блистают актерской игрой и сценарием. И наконец (очень важная деталь): это фильмы без слабых мест.
Кроме того, жанры обеих картин однозначно определить не представляется возможным. Этакие фильмы-маргиналы, которые раздвигают привычные рамки привычных жанров, при этом рождая новые. Воспользуюсь классификацией МФ, и посчитаю за жанр "Престижа" магический триллер, за жанр "ТР" - криминальную драму/боевик. Не сомневаюсь, что не пройдет много времени, прежде чем в похожие (или даже те же самые) жанры станут популярны у создателей кино.
Различия между лентами также велики.
Фильмы снимались для разных зрителей. От "Престижа" веет аристократизмом, не у каждого массового зрителя хватит ума понять все загадки, и что важнее, найти все разгадки фильма-фокуса. В то же время, нельзя говорить, что и "ТР" прост для понимания. Многочисленные детали, каждая из которых в конце изумительно просто находит свое место в общей мозаике. Единое полотно в обоих фильмах поражает и заставляет вас аплодировать стоя.
Стоит заметить, что "Темный рыцарь" с самого начала позиционировался как мощный кассовый фильм, в то время как "Престиж" был в большей степени "темной лошадкой" (что не помешало ему принести хорошую прибыль при довольно скромном бюджете в 40 милллионов $).
В сюжетном и сценарном плане "Престиж" изощреннее и многограннее. Нас относят то в прошлое, то в настоящее, мы видим глазами то одного героя, то другого. Не будем забывать и о первоисточниках. "Престиж" снят по одноименному роману Кристофера Приста. Роман был дополнен Ноланами, и есть основания полагать, что экранизация вышла даже лучше самой книги.
Первоисточником "ТР" послужил комикс. Концепция была изрядно переработана и перенесена в реальность. "Бэтмен" избавился от немотивированных нелепых злодеев и гаджетов а-ля "Джеймс Бонд умер от зависти", добавил в реализме и мрачности. Но комикс есть комикс, а роман есть роман.
"Престижу" не нужны дорогостоящие спецэффекты, он строится на стильных замысловатых фокусах. От трюков "ТР" бегут мурашки по коже, особенно если знать, что компьютерной графики там совсем немного (все взрывы, сальто грузовика, прыжки с крыш снимались по-настоящему, бэтмобиль и бэтпод - реальные функционирующие модели).
Актерская игра и там, и там на высшем уровне. Давно не приходилось видеть такого вдохновенного лицедейства. "Престиж" в этом плане абсолютно гармоничен, а вот в "ТР" Джокер ощутимо тянет на себя одеяло, подавив своей харизмой и принципиального Бэтмена, и героя-злодея Харви Двуликого.
В итоге я все-таки смогу объявить, какой из фильмов лучше на мой взгляд. Главным аргументом здесь послужила длительность эффекта после просмотра. "Темный рыцарь" сбивает с ног, не давая возможности подняться. Игра Леджера запоминается на всю жизнь.
(Модераторам: прошу оставить тут, не такой уж это и оффтоп :)))
__________________
Society failed to tolerate me
And I have failed to tolerate society
My only hope my only solution
is a Violent Revolution
Последний раз редактировалось Van Taig; 11.01.2009 в 16:24.
|