Цитата:
Сообщение от Александр Ремизов
...Читая, не мог избавиться от ощущения, что адепты "мира полдня" - это нынешние американцы. Всё это прогрессорство, всё это "у вас нет демократии - тогда мы идём к вам", это отношение к людям, которые живут иначе, как к тупицам, к ничтожеству.
Кто такой Странник? Это Клаату из ремейка. Который не улетел. И не уничтожил сразу всех. Он уничтожает саракшанцев медленно, проводит селекцию, выборочное устранение отдельных личностей и даже отдельных частей общества, чтобы направлять общество по правильному пути.
Да это же фашизм чистой воды.
Общество в процессе эволюции найдёт дорогу рано или поздно. Само. Ту дорогу, которую заслужило, заработало горбом своим и жертвами своими. И урок извлечёт, и зарубочку сделает. А если не извлечёт и не сделает -- то это тоже их выбор.
А этот Странник, инопланетная тварь, вивисектор поганый, уже решил за всю планету, куда и как всем идти. Неизвестные Отцы, конечно, не эльфы. Но и Странник с Максимом = гестапо+гитлерюгенд.
Так что же написали Стругацкие, если в этом произведении один фашизм пытается подчинить и перестроить другой фашизм? И кому должен симпатизировать читатель и почему?
|
Просто и Странник и Максим пришли из мира, который имеет реальный опыт построения реальной утопии, где всем найдется место. И они хотят этим опытом поделиться, дабы саракшцы не повторили их ошибок (почитайте на эту тему "Хищные вещи века"). Ведь Мир Полдня находится на качественно иной ступени развития. Я как-то читал статью Нестеренко, в которой он писал, что Стругацкие описали фашистское общество. С этим я коренным образом не согласен. Например, путем малых жертв Странник хочет помочь саракшанцам избежать большой кровопролитной войны. Иногда чем-то приходится жертвовать.
Максим и Сикорски (Странник) - это те самые благородные инопланетяне, которые дадут нам свои научные и технические достижения. Правда, мы не учитываем момента, что они наверняка дадут нам и свое мировоззрение.
Мир Полдня - это не фашизм (никто не называет фашистским Советский Союз, хотя тот тоже навязывал своим соседям свое мировоззрение), это тот мифический коммунизм, не замутненный советской бюрократией.
В конце концов сами же Стругацкие и разочаровались в нем. Что особенно заметно в их последних книгах.