Показать сообщение отдельно
  #157  
Старый 02.01.2009, 22:41
Аватар для Robin Pack
смотритель этого кладбища
 
Регистрация: 28.12.2005
Сообщений: 10,287
Репутация: 3027 [+/-]
Noktigula
отличный отзыв)) Вдохновил меня перевыложить сюда свой отзыв для Афиши.ру. (Он несколько более критический)

Его также можно посмотреть на Афиша.ру, в ЖЖ или ЛИРУ
Скрытый текст - Под кат, ибо большой:

Сейчас, когда собственными глазами увидел «Обитаемый Остров», возникает ощущение, что весь черный пиар, заранее вылитый на фильм в блогосфере – «не смотрел, но осуждаю» - был коварным маркетинговым ходом Бондарчука. Потому что после просмотра возникает не ощущение «неплохо, но могло быть лучше», а «и вовсе не так плохо, как ожидалось»! Заниженные ожидания – отличный способ обмануть критику. Критиковать фильм есть за что, но он, тем не менее, вполне смотрибелен и тошнотных чувств не вызывает. Публика, насколько я видел, принимала фильм неплохо: смеялась, там, где должно быть смешно, и из зала не сбегала.

В отличие от «Волкодава», где при сильной технической стороне провал произошел из-за сценария и режиссуры, «Обитаемый Остров» страдает от недостатков вполне исправимых. Это не очень удачная работа оператора и монтажера, и отдельные странности, вроде утюго-подобной машины Фанка, и Максима, говорящего не своим голосом. В то же время, в фильме видна очень неплохая работа дизайнеров декораций и костюмов, приличные спецэффекты, и главное - хорошая игра актеров второго плана, которые удивительным образом переигрывают главных героев.

Памятуя ушаты критики в адрес «Волкодава» и «Дозоров», сценаристы перестраховались и перенесли книгу на экран почти дословно. Так что все претензии к сюжету отправлять по адресу: Москва, Борису Натановичу Стругацкому.


Главный неприятный сюрприз фильма обнаруживается на первых же минутах. Максим, летящий над Саракшем, ведет забавный диалог с бабушкой, открывает рот и отвечает ей… голосом актера Матвеева. Зачем было переозвучивать Степанова чужим голосом, причем совершенно ему не подходящим – низким, глухим – непонятно. Из-за этого оценить актерские способности юного дарования затруднительно. Голоса его мы не слышим, а вечно улыбаться, как того требует сценарий, может каждый.

Столкнувшийся с метеоритом корабль Максима падает на планету Саракш и разбивается в студень. Выживший герой ищет помощи, а находит заросшего мужика с автоматом, который говорит на тарабарском наречии. Мне было с самого начала интересно, как решат в фильме языковой вопрос – воплотить на экране язык Саракша так, чтобы герой его не понимал, а зритель понимал, невозможно в принципе. Сценаристы выкрутились разумно: у Максима оказывается микро-переводчик, вставляемый в ухо. Этот логичный, казалось поначалу, ход, впоследствии стал причиной очень неприятной сценарной ошибки.

Судите сами. В романе Макс учит язык долго и трудно, первое время он способен изьясняться только фразами типа «Здравствуйте. Я Мак-Сим. Я хороший». С учетом этого Стругацкие писали его реплики в первой половине книги. Все эти диалоги, слово-в-слово, сохранились и в сценарии. Но по сценарию-то Максим язык понимает! Вернее, зритель-то по умолчанию считает, что язык ему известен! И когда этот здоровенный детина, космолетчик из будущего, в ресторане говорит «Максим. Хочу есть».- он выглядит умственно отсталым. Экранизируешь дословно – молодец. Но если делаешь одно отступление, корректируй в соответствии с ним и весь сценарий . Иначе нарушается логика.

Еще один вопрос, который волновал до премьеры – как сделают «излучение» и вызываемый им массовый психоз. С этой задачей справились не в пример лучше. Излучение сопровождается тревожным гудением, похожим, на сирены, а толпа начинает хором скандировать лозунги - что и было в книге. Все же, мысленно поставив себя на место человека, книгу не читавшего, я не уверен, что этот человек поймет, что произошло, без обьяснений. Тайну башен стоило раскрыть пораньше – это придало бы сюжету стержня, а происходящему – понятности.

Скрытый текст - А я сошла с ума! Какая досада!:



Персонажи

Как известно, ничего на свете Федор Бондарчук так не любит, как снимать себя. Его персонаж - прокурор по прозвищу Умник - в книге описан не очень подробно, поэтому авторы дали волю воображению. И дали, на первый взгляд, удачно.
Умник всячески противопоставляется Страннику – не только по сценарию, но визуально, стилистически. Странник – суровый, грубый, он препарирует трупы и оставляет кровавые пятна пальцами. Он небрит, колюч, холоден. В его кабинете идет снег! Его цвета – серый, синий, бледно-зеленый.
Умник – изнеженный баловень с «голубоватыми» замашками, он носит бархатный халат и даже с экрана благоухает духами. Его штаб-квартира похожа на будуар дорогой куртизанки. Его цвета – лиловый, розовый, сиреневый. По повадкам прокурор похож на барона Харконнена, эдакого гламурного педофила.

Скрытый текст - Умник: скромные апартаменты слуги народа:


Скрытый текст - Странник: есть ли жизнь в холодильнике?:



Отличное осмысление персонажа! И как же его портит человек, влезший в эту шкуру. Бондарчук-актер неестественен, он переигрывает с манерностью, его голос звучит слишком театрально. (Вот кого стоило бы переозвучить!) К тому же, он слишком любуется собой. Персонажу это простительно, актеру – нет.

Это особенно заметно на фоне отличной игры остальных «злодеев». Серебряков-Странник – великолепен. Мерзликин-Фанк – очень хорош, как и Папа-Суханов. Вообще, все Неизвестные Отцы играют на голову лучше и Бондарчука, и Степанова.
То же самое можно сказать про «выродков» -повстанцев (Цурило, Барковский и др.). Естественная, живая игра. Даже Куценко, который совершенно не похож на своего персонажа, к моему изумлению, оказался неплох. Отличный Зеф-Гармаш, возможно, один из лучших образов фильма. Его речь в финале картины своим социальным посылом искупает всю развлекательную кутерьму.

Разочарования - Михаил Евланов (ротмистр Чачу) и в меньшей степени Петр Федоров (Гай). Почему-то все военные в фильме орут через каждые два слова, постоянно впадают в истерики и стучат кулаком по столу. Когда уже стереотип «офицер = тупой солдафон» надоест нашим и западным киношникам?
В паре Максим-Рада сильным звеном выглядит девушка. Юлия Снигирь - очень живое и непосредственное существо на фоне зажатых Максима и Гая. Степанову же, похоже, дали установку "быть Люком Скайуокером" - благо, внешнее сходство налицо. Вытянуть на себе фильм он пока не способен, его задача - играть внешностью и поддерживать заданный образ.

Скрытый текст - Кто забрал мой световой меч?:



Мир

«Обитаемый Остров» - фильм костюмный и сложный для декорации. Над фильмом работала целая команда дизайнеров, их работа видна в каждом кадре. Если часы – то дизайнерские. Если автобус – тоже дизайнерский. Я был почти разочарован, когда Максиму надели не дизайнерские, а обычные человеческие наручники.
Пожалуй, главная беда фильма, не считая ляпа с языком – передозировка этого дизайна. Когда на стене висят часы с непонятными знаками, а герои сидят в островерхих креслах, это стильно. Но когда Фанк ездит на чем-то, напоминающем боевой утюг, а обычный полицейский вэн увешан нефункциональными ребрами и ручками – это уже пустая трата денег. К тому же, это банально некрасиво и неубедительно
К чести декораторов, единственный их серьезный провал – транспортные средства. Все остальное смотрится более-менее убедительно. Ржавый пост-апокалипсис с бетонными конструкциями у нас снимать умеют – его можно подсмотреть на любом заброшенном заводе. К костюмам тоже претензий нет.

Скрытый текст - Руины - это красиво!:



Итог
На этом месте обычно пишут «у нас наконец научились снимать» или «у нас по-прежнему не умеют снимать», и тому подобную чушь. Снимать у нас умели всегда. Просто когда-то умели снимать лучше.

Главное, что я увидел в это фильме хорошего – понимание задачи. Понимание, чем нужно цеплять зрителя: создание атмосферы другого, диковинного мира, со своими законами и своей жизнью.
А главное, что увидел плохого – у нас по-прежнему нет Сценариста и Режиссёра, способного это воплотить без кучи мелких погрешностей. И к сожалению, нет молодых актеров, способных вытянуть на себе фильм. Такие герои остались среди старой школы, которая по возрасту перешла в разряд «генералов» и «мудрых советчиков».

Для поклонника Стругацких будет важно, что фильм не переврал книгу. Для зрителя же главное, что фильм можно смотреть без рвотного рефлекса, и получить удовольствие.

7 из 10 - не фильм века, но приличный фильм сезона. Вторую часть смотреть буду.

Последний раз редактировалось Robin Pack; 04.01.2009 в 16:00.
Ответить с цитированием