Фильм великолепен при одном условии - если зритель будет смотреть фильм и думать. Иначе - просто калейдоскоп интересных кадров.
При внимательном рассмотрении главный недостаток начала - ничего не понятно - становится достоинством: зритель, как и Максим, оказывается действительно на незнакомой, другой планете, где всё, абсолютно всё устроено абсолютно иначе. Зритель как бы становится невидимым спутником Максима, и, так же как и наш московский студент, пытается разобраться, что же здесь происходит. После вступления в гвардию на вопросы начинают находится ответы.
Главный минус фильма - внешность. Бондарчук показал себя неплохим визионером, показал город диким, пёстрым и глупым. В результате получилось очень даже не плохо - он дик, бескультурен, странен, он просто иной. Но у Стругацких всё таки была серость и б0льшая приземлённость. Иными словами, Бондарчук подошёл к мольберту и нарисовал на листе достойную сюрреалистическую картину. Но целью этого мольберта был сам чистый лист.
Техника - на неё явно не хватило бюджета. Там, где у Стругацких была гигантская махина с 10титонной ракетой, Бондарчук показывает обычный замаскированный танк. Это немного разочаровывает.
Актёры - на удивление хороши. Максим - добрейший наивный парень, пытающийся наладить контакт, получает сильный удар по розовым очкам и начинает видеть мир реальным. Гай Гаал - суровый армейский парень, который любит своё дело, верит в него, и старается жить честно и справедливо. В таких людей реально можно поверить. Бондарчук в роли Прокурора на диво хорош. Я скептически относился к его участию в сьемках, но должен признать, что играет он очень хорошо. Странник тоже подходит на свою роль. Вообще, все Неизвестные Отцы играют на 5+ - это действительно не вполне психически здоровые люди, обладающие большущей властью. Ещё меня очень сильно удивила игра Гоши Куценко - когда он начал в красках рассказывать про свою любимую левую руку, я изменил своё мнение о нём как об актёре.
Ну, покончим с внешностью фильма, перейдём, так сказать, к "внутренностям".
А внутри у нас - та же самая злая социальная сатира, которая была еще у Стругацких. К сожалению, за прошедшие 40 лет она стала еще актуальнее. Ну, про эту часть особо рассказывать не буду, чтоб не портить впечатление не смотревшим и не читавшим.
ИТОГ:
Этому фильму нужно было появится на свет лет 20 назад. Не потому, что он плох, а потому, что сейчас в моде герои-социопаты, с комплеками, плохие парни. К моему большому сожалению, такие идеалистические герои, как Максим Каммерер, сегодня не пользуются популярностью.
Но если не учитывать этот момент, то мы получили великолепный фильм, снятый с душой и изюминкой. Главная проблема - то, что здесь не разжевывается суть и цель происходящего, а приходится думать и понимать фильм - к сожалению, сегодня так не принято.
Оценивать не буду, так как я не критик, а для любителя поставить оценку такому произведению довольно сложно. Но скажу так: это лучший российский фильм за последние лет 20-30. Большой, красивый, сложный, непонятный. Браво, Федор!
P.S. Но за сцену драки в подворотне Федора нужно долго бить головой о матчасть. Эта сцена просто ужасна. Главное - продолжить смотреть дальше.
__________________
No one cares about me! © Ray Charles
|