Показать сообщение отдельно
  #62  
Старый 17.12.2008, 19:47
Аватар для Franka
La belle dame sans merci
Победитель Литературной Викторины
 
Регистрация: 17.10.2006
Сообщений: 7,819
Репутация: 479 [+/-]
Итак, "Красная Шапочка".
Вообще, шапочку добавил Шарль Перро, по французской традиции характеризовать героев через предметы одежды; в народном варианте шапочки не было. Сюжет про девочку с пирожками в лесу является достоянием мировой культуры, она бродила по Европе, почти не меняясь, она засветилась в Африке, (правда без волка и бабушки, с другой целью. Если в европейской традиции это сюжет-предостережение, то в африканской - сюжет-назидание, "делай добро, помогай слабым и будет тебе счастье". Там гибрид наших спасений зверей героем и мотива прохода по лесу с пирожками. ;)), даже среди японских и индокитайских сказок фигурирует все та же непоседливая девочка.
Скрытый текст - сеанс потрошения с последующим разоблачением:

Возьму ставшую классической интерпретацию Перро.
Фабула - мама посылает дочку через лес с волком в нем, чтобы та отнесла больной бабуле пирожков. Девочка, естественно, встречает волка, выкладывает ему все свои планы, тот добирается до бабушки первым, пожирает ее и занимает ее место. Красная Шапочка ни о чем не догадывается, ложится в постель к волку и разнообразит его пищевой рацион. Тут неожиданно появляются охотники, волка убивают и извлекают обеих дам из его брюха. Живых.
Начну.
Живет себе семейство из молодой мамы и ее совсем молодой дочки. В наличии имеется бабушка, которая проявляет себя только тем, что дарит внучке опознавательный знак, делающий ту очень приметной, броской. Папы, как я уже говорила, на горизонте не наблюдается. Живут они отдельно от одинокой бабушки, причем не уточняется, с чьей же стороны приходится эта проблемная старушка. Если это свекровь, то понятно, отчего они дистанцируются. А вот если это мать мамы, то все уже интереснее... Зачем понадобилось отделяться от нее лесом с волком? Может, маму с КШ выгнали из дома: папы-то у девочки нет. Тут можно теоретизировать, ага. И теперь бабушке требуется внимание дочери, для чего она и заболевает. Благовиднее предлога не найти.
Что же делает мама? Она готовит приношение, но сама к бабушке не идет, хотя и знает об опасности дороги, не может не знать, будучи взрослым человеком. Она посылает дочь. О чем это может говорить:
1) Она настолько не любит бабушку, что ни под каким видом не хочет с ней встречаться, держа связь через дочь, чтобы общество не порицало за пренебрежение родственницей.
2) Ей зачем-то нужно остаться дома одной.
3) Она не против избавиться от дочери вообще, посылает ее на верную смерть.
А может действуют все три варианта, подробности опущены.
В итоге девочка, снабженная гостинцами и оставленная без инструкции "не разговаривай с волком, это опасно", идет на рандеву.
И, что бы вы думали, Волк тут же приходит на запах пирожков и аппетитной девочки... Вот он, шанс! А кто такой Волк? Существо опасное, способное убить и уничтожить без следа, то есть, съесть. Антисоциальное. Но в то же время, существо умеет говорить и знает, как обращаться с девочками. Шапочка же оправдывает свое поведение тем, что Волк похож на большую собаку, значит Волк - не обязательно волк, значит можно с ним говорить и впереди ждет приключение. Общение с женщинами (мамой и бабушкой) разнообразится чем-то новым. И Шапочка, чтобы это приключение себе обеспечить, рассказывает Волку все, дает подробную инструкцию. А так ли она глупа, чтобы не понимать, зачем Волк интересуется бабушкой? Может, Красной Шапочке тоже надоела болящая старушка? ;) Все может быть...
Теперь девочка всячески тянет время, собирает цветочки на своей длинной дороге, чтобы, не дай боже, Волк не подкачал, чтобы он точно все успел.
А бабуля-то... Ох, эти горячие французские женщины! Она же сама дает инструкцию, как попасть в дом. И ведь все устроено так, чтобы открыть дверь можно было и с улицы. Вот в кого у внучки тяга к приключениям, не иначе. Волк съедает бабушку. Как символично! Старушка исчезает, зная, что ее предали - визитер назвался внучкой, значит, он осведомлен о жизни семьи. Тадам, мгновенное переодевание и переходим к тому, отчего восторженно пищат всяческие психологи-сказкоразбиратели вроде Бетельгейма. ;) Постельная сцена. Дети до 16! Выйдите! Да, и ты, мальчик, тоже.
Шапочка приходит, открывает дверь и видит на постели... Нет, ну кто в здравом уме и твердой памяти поверит в то, что она спутала переодетого Волка и бабушку, которую часто видела? Даже если в комнате темно. Выходит, невинная крошка сознательно играет с Волком. "Подойди поближе, ляг со мной в кроватку"... Ничего не напоминает? Напомню, Волк, хотя и вроде бы животное, является существом мужеского полу. Вот оно, приключение! И Шапочка, разыгрывая святую простоту, охотно к Волку присоединяется. Причем тот ее в постель не тащит силой, просто очень жалобно просит... Итог - Волк получил свое, Шапочка получила свое, теперь пора платить по счетам. Девочка оказывается в полной власти Волка - в его животе.
А тут, вот тут показательный момент, если не забывать, что дверь приспособлена для открывания снаружи, появляются Охотники (они же Лесорубы). Позитивные мужчины (в отличие от антисоциального элемента - Волка), которые, ну совершенно случайно шли мимо домика занемогшей бабушки, весь день кого-то ждавшей в постели, и совершенно случайно увидели в постели Волка. Какой кошмар! Это надо исправить. Волк, видимо, не сопротивлялся. В итоге, и бабушка и внучка остались довольны, охотники остались довольны, пострадал только Волк. Он поддался на провокацию и стал жертвой. Да, еще можно считать, что ожидания мамы, если та рассчитывала на смерть дочери, не оправдались. Но ничего, переживет. Волков много.
и что мы имеем в сухом остатке?
Трех искательниц приключений, простака-волка и храбрых охотников, которым достались плюшки в виде волчьей шкуры (За которые (шкуры), кстати, была положена премия от хозяина леса) и горячих благодарностей от бабушки и внучки. Все танцуют.
***
Некоторые исследователи предполагают, что сказка намекает на традиции 18 века - дескать, тогда мужская сексуальность была деструктивной, захватнической, а женская - жертвенной и никак иначе.
В немецком варианте сказки, наличествовал еще эпизод каннибализма, когда Красная Шапочка ест мясо и пьет кровь бабушки, причем птичка за окошком ей об этом сообщает, а потом эпизод стриптиза, когда она снимает с себя вещи по одной и спрашивает, куда их положить, а Волк отвечает, что они ей больше не понадобятся. Ну, тут даже говорить не о чем, и так все ясно.


Вообще, сказку о Шапочке просто-таки обожают психологи всех мастей, начиная с Зигмунда нашего Фрейда. Прям живая иллюстрация его трудов, высеченная во мраморе народной мудрости...
Эрик Берн вывел на основе этой сказки один из наиболее частных женских жизненных сценариев.
П.С. Разборы сказок, любых - мое хобби. На истинность в последней интанции не претендую, интерпретаций существует множество, с самых разных точек зрения.;)))
***
Винкельрид, самое интересное в этой сказке то, что М-с-П все-таки вернул братьев к родителям. После двух покушений. Да еще и денег им подвалил. *Хотя, сам в семье не остался. не желая зависеть от потенциальных убийц. Предпочел сам встать на ноги.*
А так, да, Волков гораздо позитивнее. :) Заставляет ребенка верить, что где-то есть сказочная добрая страна, в которой вечно что-то случается и никак не обойтись без помощи извне. А помощь может принести и он...
__________________
- Итaк, темa Вaшей диссертaции?
- Честность, достоинство и блaгородство кaк пaтология психики современного человекa.

Площадь Ленина умножением длины Ленина на ширину Ленина вычисляют только первоклассники. Тут интеграл по поверхности брать надо.
Франка - мужик! (c) Vasex, Greenduck
Ответить с цитированием