Начну с того, что обе ленты примерно одного калибра. Ни у той, ни у другой не было громкой рекламной кампании, и та и другая могут считаться пограничным кино. Не могу сказать, где начинается артхаус, но определенно где-то рядом. И та и другая ленты рассказывают о межличностных отношениях, о душевных метаниях представителей молодого поколения. Экшена как такового практически нет и в "Жертве", ни в "Нирване". В обоих фильмах встречаются на редкость странные персонажи... На этом сходство заканчивается.
Перехожу к различиям. Их много и они коренные. И дело даже не в том, что "Изображая жертву" заявлена как комедия, а "Нирвана" как драма. Это не существенно. "Жертва", несмотря на обилие юмора, порой, весьма черного, на порядок тоньше и глубже. Там не показываются душевные терзания с пилежом вен и героиновыми ложками, небрежно позабытыми на плите. Нет. Все хуже.
Чего, например, стоит эпизод, когда следователь, опираясь на мнение коллеги, которая только что поругалась с мужем, отказывается повторить эксперимент, в результате чего человек фактически признается виновным в тяжком преступлении... Или он же, несмотря на сомнения, на то, что эсперимент показал невозможность совершения подозреваемым преступления, все же делает запись о виновности, в принципе, только из-за собственного раздражения. Это отмечаешь не сразу, сперва за нагромождением идиотических ситуаций и убийственных реплик не видишь фактического смысла происходящего. А ведь такие моменты страшны именно обыденностью. Тем что с каждым может такое случиться, все люди от кого-то зависят, и как мало нужно порой, чтобы сломать чью-то судьбу. Главный герой, Валя, выступает в роли катализатора, провоцирует и помогает проявиться самым неприглядным сторонам бытия.
Что же может предложить "Нирвана"? Сюжетная коллизия - две девочки соперничают из-за парня, одна из них занимается самоуничтожением от общей бессмысленности своей жизни, потом эти девочки сдруживаются, потом парень попадает в беду, его с трудом вытаскивают, а он предает. Все, смысла жить дальше не остается. Все преподнесено невероятно пафосно и открытым текстом. Зрителю нечего додумывать, потому и не запоминается.
Что касается драматургической составляющей.
В фильме "Изображая жертву" странен, непредсказуем и эпатажен только главный герой.
И понятно почему, там в ход пошел сценарий "Гамлета"*Хотя не считаю, что линия с матерью и дядей особо удачна*. Валя испытывает, проверяет и искушает весь окружающий мир, пытаясь понять, как быть дальше, после смерти отца. Как только он находит ответ, то сразу переходит к действиям.
Мотивация же героев и героинь "Нирваны", которые эпатажны все, как на подбор, так и остается непонятной. "Страшно далеки они от народа".

Совершенно неясно, с какой радости Алиса, Вэл и Валера Мертвый носят чуднЫе одежды, грим и делают по жизни то, что делают и чего же они в конечном-то итоге хотят.
Кадры с героями
По актерской игре.
Честно говоря, "Изображая жертву" на 85% держится на игре Юрия Чурсина, исполнителя роли Вали. Он выражением лица, мини-сценками вроде ответа на просьбу сходить за хлебом, создает невероятно цельный образ абсолютно циничного ... отморозка. За этим образом прячется второй образ - страдающего человека, но проявляется это только в оговорках и взглядах на "тень" отца. Валя не может быть собой, он вынужден кого-то изображать. Потерпевших - по роду занятий, циника - по жизни... А какой он, настоящий, не знает никто, кроме призрака, отца, которому он безгранично доверял, что можно увидеть в финале. Остальные люди - сотрудники милиции, мать, дядя и подруга Вали, они все обычны и узнаваемы. Эти люди могут жить в одном городе с нами, могут быть соседями по лестничной клетке... В ком-то, как в героине Ахиджаковой, еще живет желание заниматься творчеством. Хоть как-то.

О героях "Нирваны" говорить не хочется, кроме, пожалуй, некоторых моментов в игре Артура Смольянинова, с его обволакивающей мягкостью, как он одним и тем же тоном говорит о чувствах, а потом раскрывает мотивации...
Героини словно пришиблены пыльным мешком. Впечатление такое, что они сами не сильно понимают, где и как оказались и что ищут в этом месте. Даже сильный потенциально момент, когда Вэл заклеивает двери в свою комнату, а потом вымазывает их красной помадой, выглядит как-то вяло. Честно признаюсь, так и не поняла, где же кульминация.
Кульминация "Изображая жертву", на мой взгляд, сосредоточена в монологе следователя в японском ресторане. Дело не в обильных матюгах, которыми сыплет этот герой, в начале стыдливо запинавшийся на губых, не обсценных даже, выражениях. Главное - что он говорит чистую правду. главный тезис фильма лично для меня - обращение к "детям перестройки", "детям восьмидесятых". "Вы играетесь в жизнь. А те, кому это небезразлично, с ума сходят, глядя на вас."
Настолько сильного монолога в нашем кино последних лет просто не было.
"Нирвана" же - увы. Ничего, хоть отдаленно напоминающего по своему запалу и заряду.