печально как то, аж два некролога на одном листе...
При философском факультете СПбГУ существует проект, посвященный изучению фантастического и фантастики.
На суд благородной публики мы предоставляем конспект последнего (а вообще - ещё только второго) семинара.
Подробнее о проекте – в группе (соц сеть "в контакте") «Фантастология».
В рамках второго фантастологического семинара обсуждался ряд тем, вот некоторые из них:
Одной из тем семинара стал Петербург. Его философия и фантастика. Сама возможность разговора о сугубо петербургской фантастике.
В 80-ые, как отметил Андрей Геннадьевич, Москву и Санкт-Петербург отличить было можно. Однако актуальная ситуация не поддается точной передачи. Не совсем ясно, в чем отличии школ, и есть ли они. Согласно Лазарчуку «территориальных школ» не осталось.
Однако существуют объединения по локальному принципу, осуществляющиеся в интернете. Часто, они подразумевают подчеркнутость того места, которое объединяет всю группу. Если в советскую эпоху принадлежность тому или иному региону, как правило, не выделялась особо, то сейчас такое можно встретить довольно часто. Кроме пространства литературы в литературе теперь может присутствовать пространство самого литератора. В советскую эпоху оно было однородным до неуловимости. Его словно вовсе не было, и автор текста провисал в некой литературной виртуальности. Такое возможно сейчас и кое-где встречается поныне. Однако часто автор подчеркивает свою «географическую определенность», отсылая читателей к родным пенатам.
Перспективы графической прозы
Лазарчук отметил, что графическая проза в России пока не прижилась. Однако сложился своего рода «Медиа-бизнес»: издатели продукции изначально ориентируются сразу на кино, книгу, игру (причем, как кажется А. Г. Лазарчуку именно на игру сейчас переходит акцент ). Однако фантастическая литература ещё не потеряла своего значения в качестве кузницы идей. А. Г. Лазарчук предполагает, что она напоминает Кладбище сюжетов - образ Джаспера Ффорде, - необозримое поле для донорских заимствований.
Сама же триада медиа-бизнеса ныне стремительно развивается, и вовсе не ясно, куда направлена эта динамика. Может быть, идет поиск языка или синтез всех видов искусств, о котором мечтали романтики. А. Г. Лазарчук видит в будущем именно «картинку».
Как отметил В. Н. Мараев, ранее литература влияла на кино, теперь кино на литературу.
Турбореализм
А. Г. Лазарчук признал, что сам турбореализм как проект являлся произведением в жанре турбореализма. Говоря о нем участники группы (А. Г. Лазарчук, М. Веллер, В. Пелевин, А. Столяров) опережали события (как и следует делать согласно методу турбореализма). Ныне, полагает А. Г. Лазарчук, турбореализм окончен, успешно завершен - он вошел в инструментарий писателей. С ним ситуация обратная, чем с киберпанком. Ведь слово «киберпанк» - широко используется, а киберпанка – нет. В то время как турбореализм есть, но слово «турбореализм» отсутствует.
Согласно А. Г. Лазарчуку, все особенности турбореализма (Эпикатастрофичность, Метарелигия, Надтекст) были лишь красивыми словами, способом захвата внимания читателей. Иными словами, А. Г. Лазарчук отказался прокомментировать эти понятия.
Волны в мире фантастики
Фантастическая литература состоит из отдельных писателей. Однако, в ней периодически случаются волны – это не столько объединения самих писателей, сколько феномен фантастики как таковой. Их не так просто зарегистрировать – раньше это случалось лишь post factum. Всего А. Г. Лазарчук отмечает 6 таких волн.
1-ая волна от древности до Гоголя, Беляева. Эта волна говорила прежде всего о том, чего заведомо нет; 2-ая волна была открыта Ефревом, в 60-ые, ей был свойственен подход к несуществующему как к реальности, в ключе мифологии для мифологического сознания; 3-ья произошла в 70-80, предполагал отрицание 2-ой, это в основном были младогвардейцы. 3 волне был свойственен сервилизм.
4 волна в качестве темы выбрала «блистательное поражение»; 5 же - блистательную победу над всем что шевелится; 6 волна только намечается. Со второй половины ХХ века волны длятся по 10-20 лет. Происходят они только в фантастике. К 6 волне можно отнести антологии «Предчувствие шестой волны», а так же готовящийся к выходу сборник «Киты и броненосцы» той же группы писателей.
Последний раз редактировалось Atra; 27.10.2008 в 23:17.
|