или Забастовка сценаристов продолжается.
Не знаю, почему в последнее время везет мировому кинематографу на фильмы с большими претензиями и великим пшиком на выходе. Возможно, виной тому недавняя забастовка сценаристов, которая, вроде бы, уже завершилась. Однако "Макс Пэйн" - еще один, сотый раз за последнее время, когда фильм с очень неплохой картинкой полностью убит сценаристами.
Мак Пэйн, как известно, поставлен по одноименной игре в жанре "шутер". Признаюсь сразу, в игру я не играл, но ассоциации с другими играми подобного жанра возникали у меня постоянно.
Итак. У главного героя убили
учителя отца брата собачку любимую жену и ребенка. По всем законам жанра, он обязан отомстить холодно, мрачно и непременно противозаконным образом. Первая половина фильма напоминает третьесортный детектив с шлюхами, осведомителями и драками в сортире. Злодеи тщательно убивают всех, с кем встречается главный герой, при этом предусмотрительно не покушаясь на него
самого. Такая подозрительная везучесть Максом никак не используется. Он плохой коп. Он не умеет работать со свидетелями, хамит коллегам, хамит осведомителям, всем угрожает пушкой и норовит набить морду. Никакой симпатии этот бирюк с лицом, похожим на Мэтта Деймона, не вызывает.
Разгадка интриги зрителю ясна задолго до того, как герои смилостивятся узреть очевидное.
Вам что-нибудь неясно? Вот Максу и его недолго прожившему напарнику - ничего не ясно.
Макс выходит на след только когда его носом в таковой ткнул бывший коллега его жены (при этом Макс благодарно набил ему морду).
Тут нашего героя обьявляют вне закона и начинают в него, наконец, как следует стрелять. Макс издает вопль "IDKFA" и высадив в спецназовцев тридцать пуль из восьмизарядного пистолета? получает в ответ заряд взрывчатки, который почему-то вырезает в двери аккуратную дырочку.
Непонятным образом вычислив базу гадов, которые носят татуировку с "валькирией", Макс, не говоря ни слова и стреляя во все, что движется, разносит ее вдребезги и напополам. Один, естественно.
Скрытый текст - Тут происходит что-то сюжетообразующее:
Злодей, лучше всех евший "Растишку", готовится к файнал-шоудауну, но неожиданно получает пулю от персонажа типа "продажная шкура" - Биби, начальника службы безопасности Aesir и друга Макса. Биби не спасать Макса пришел, а, наоборот, убивать. Спрашивается, зачем убил громилу, если вы союзники? Просто так, для красивого момента. Биби начинает классический монолог из серии "Все равно ты сейчас умрешь, так я расскажу тебе, какой я злобный" и признается в убийстве жены героя.
После чего Макс прыгает в воду и благополучно сбегает.
Мокрый, израненный, усталый, герой лежит на берегу и помирает. Зато в кармане у него завалялись две банки голубой гадости от "Папая-моряка". Макс выпивает их, небеса разверзаются, и с них падают валькирии с кличем "IDDQD!"
Оставшиеся минут пятнадцать проходят в хорошем темпе и безо всякого смысла. Макс вламывается в штаб-квартиру Aesir и косит все живое, кого быстро, кого - в слоу-мо. При этом его самого прошивают пулями, но "Растишка дядюшки Попая", видимо, обладает еще и пуленепробиваемыми свойствами. Наконец, Макс убивает главного подлеца в
очень-и-очень-слоу-мо, и на этом комедии приходит финита.
Почему же так получается? Почему из стильной и новаторской для своего времени игры получается боевик класса "Б", единственное достоинство которого (не могу его не отметить) - хорошая операторская работа?
Возможно, виной тому вечно несерьезный подход к экранизации игрушек. Но ведь не было никакой игрушки перед, скажем, "Вавилоном Н.Э.", а тем не менее, болезни фильмов крайне похожи. (Бабуля, возглавляющая ноэлитов и бабуля, возглавляющая Aesir - вообще на одно лицо). По всей видимости, Джон Мур заранее не рассчитывал выйти за пределы своей "игровой" ниши. И скорее всего надеялся использовать на полную катушку известный бренд, скормив под его названием что угодно. Можно уже сказать: не получилось. Rottentomatoes и Metacritics радостно вытерли о творение Мура ноги.