За последний год я практически не прикасался к книгам Ника Перумова (кроме разве только лишь его «Гибели богов», «Семи зверей Райлега» и принадлежащих его перу блестящих повестей из сборников «Никого над нами» и «Наше дело правое» ).Но, так уж вышло, что очень многое я передумал… и вот о чём решил я написать. В этой теме когда-то имел место быть спор об Императоре и Фесе… Много копий было тогда сломано… и вот, решил я снова высказаться по сему вопросу. Знаете, я больше не хочу перечитывать этот цикл романов Перумова. Да, они хороши, но… Я ещё тогда писал, что слишком уж сильна в них «тёмная» сторона (Силы, магии, - называйте это как хотите). И не просто сильна… слишком уж сильно и резко взят был крен в сторону приглаживания и романтизации Тьмы (а также попутного поругания , де-факто, христианской церкви и, если серьёзно подумать, то и других традиционных великих религий). Что же касается образа Императора, то лично мне он по-прежнему весьма и весьма симпатичен, хотя тот же его бросок в Раскол ради спасения любимой (и ,одновременно, «забиваение», по сути, на нужды находящегося в состоянии серьёзнейшего кризиса государства) – это поступок человека, но не Правителя. Но, слава Богу, император вернулся, успешно разобрался с ворогами (очень дорого заплатив за свою победу ), его соратники не предали его, не порвали на куски вверенную им страну. Но вот образ самого Феса-Неясыти… это ведь почти Зло, как модно было говорить в 90-е гг., «в натуре». 8) ибо есть силы, заигрывать и сотрудничать с которыми нельзя. в любом случае. Фесс также дорого заплатил за свои деяния (но пусть он хоть успел спасти мир). Но вот позиция самого Ника Перумова… Я могу понять и уважать его политические (ПМСМ т.н. «имперский патриотизм» -очень даже хорошее дело) и религиозные (неоязыческие) убеждения . но ведь в этих своих романах он уже нередко балансирует на грани, по сути, чуть ли не скрытой пропаганды сатанизма. Знаю, что сейчас поднимется возмущённый хор защитников этого действительно замечательного и талантливого писателя-фантаста. Но вы все сначала задумайтесь вот о чём. В мирах фэнтэзи магия, безусловно, имеет право на существование. Но далеко не всякая магия. Наиболее «чёрные» её варианты неприемлимы всегда и везде. Они должны быть запретны для служителей высоких сил и стихий. Ибо это есть Зло. Тьма многолика и даже наиболее глубинные и наиболее тёмные её стороны можно воспевать и романтизировать (особенно в подростковом и юношеском возрасте). Тьма кажется «бунтом против Системы». Но это ,извините, чушь. У дьявола есть своя Система, он Князь Ада. Свет есть Свет, Тьма есть Тьма, и вовек им не сойтись. Да, есть т.н. «пограничная зона» (вспомним хотя бы рассказ Хедина о своих молодых годах и о его первой встрече с тем, кто именовался тогда как Старый Хрофт). Но нельзя романтизировать кровавые жертвоприношения. Это как некая демаркационная линия. Граница. Грань. До неё ещё можно отступать/преступать, а вот далее – уже полный «ни шагу назад!». Неоязычество (`родноверие) сейчас усиленно пытается стать модным. Я могу уважать стремление постичь историю наших далёких предков, их Путь, но всёж не стоит забывать о кровавых (в т.ч. и человеческих) жертвах Одину и Перуну. Это ведь тоже было.
Теперь продолжим. Перумов создал блестящие образы тёмных магов – это и сам Неясыть-Фесс, это и гениальный в своём безумии Эвенгар Салладорский , это и действительно мудрый старый дуотт… Очень интересны Анэто и Мегана. Образы же т.н. «светлых» обильно политы кровью и грязью (что вполне понятно, ибо именно церковь была врагом столь милого сердцу Перумова язычества ). Да, в истории были люди типа Этлау. И их было немало. Но церковь (что католическая, что православная) никогда не состояла в большинстве своём только из подобных Этлау людей. Наоборот, именно христианская церковь в «тёмные века» выступала в роли хранителя знаний, веры, нравственности, традиции, наконец, просвещения и истории. И она везде беспощадно боролась, например, с теми же человеческими жертвоприношениями. Почитайте серьёзные научные труды по истории церкви.
В великую и славную (на самом деле) эпоху Просвещения мудрые писатели, философы и энциклопедисты взяли, да и «отменили Бога», пообещав народам Земли свет всеобщего мира и братства – но закончилось всё это, увы, океанами крови и горами трупов...
Да, тогда на пьедестал возводили богоборцев, даже самого чёрта (и тут Гете однозначно переигрывает Булгакова ). Некоторые даже равняли Люцифера с Прометеем, оскорбляя этим благороднейшего из титанов. Хорошо было сказано кем-то: «Чёрт стал побеждать, когда люди перестали верить в его существование». К чему я тут всё это пишу? А к тому, что, например, этим летом в Ярославской области группа пэтэушников с одной студенткой, «заигравшись» в сатанизм, принесли в жертву (т.е. зарезали) четырёх своих приятелей-подростков. Реально зарезали. А начинали оные адепты Зла с простого чтения соответствующих текстов, потом пошло осквернение могил, надругательство над крестами, изуверские убийства кошек и собак…
В Тьме нет романтики .По крайней мере, вблизи. Можно любоваться потоками раскалённой лавы, или видом свирепого шторма – но только находясь на безопасном от их воздействия расстоянии. Магия в мирах «меча и магии» разностороння. Но нельзя быть «политкорректным» до абсурда. 8) (кстати, поищите философско-богословские эссе К.Льюиса – там всё предельно чётко сказано) Вот мне, к примеру, нравятся романы А.Бушкова про Сварога (особливо первые). Вы перечитайте как-нибудь на досуге главу «Без недомолвок» из его лучшего, ПМСМ, романа сего цикла – «Летающие острова». Очень хорошо там всё сказано. Или нечто подобное встречается, к примеру, в романах цикла «Вестники времён» Д.Мартьянова. и не только там. Есть силы, заигрывать с которыми (даже в мире фэнтэзи) всёж не стоит. Человек рождён для жизни под светом Солнца, солнца живых. А не для путей ночных, путей под солнцем не живых, а мёртвых. Так зачем же отрекаться от своего естества? Ведь человек может стать почти всемогущим и без обращения к запредельной (и находящейся действительно «по ту сторону добра») Тьме. Не стоит и беспокоить лишний раз усопших…
Так что я говорю «прощай» циклу перумовских романов про Фесса. Я их любил (а «Рождение мага», сознаюсь, люблю до сих пор)… Когда-то. Но я с радостью буду ещё не один раз перечитывать прекрасные романы «Копьё тьмы», «Эльфийский клинок», «Гибель богов» (эталон романа в жанре «высокого фэнтэзи»)… Возможно, перечитаю как-нибудь и «Похитителей душ» с «Тёрном».
Прощай, Фесс. Спи вечно.
p.s.
Ник Перумов в одном из своих интервью сказал примерно следующее: ««Властелин колец» Толкина был последней великой книгой чёрно-белого фэнтэзи» .
ПМСМ это и так, и одновременно всёж не совсем так. Ибо всегда есть пределы, преступать которые нельзя. Даже с благими/романтичными намерениями. Моральный релятивизм не украшает человека.
Всегда надо помнить, что борьба между Добром и Злом ведётся непрерывно, причём ареной этой борьбы являются как сам этот мир, так и сами души человеческие. Постоянно ведётся борьба и на страницах читаемых нами книг…
__________________
Делай что должно-и будь что будет!
КОМАНДОР ОРДЕНА СВЕТА
(Мы ещё вернёмся!)
|