Показать сообщение отдельно
  #94  
Старый 11.07.2008, 14:00
Аватар для Тенгель
Историческая личность
 
Регистрация: 31.12.2005
Сообщений: 2,851
Репутация: 602 [+/-]
Я бы тут указал на так называемый "Закон протухания сериала".
"Вторая книга редко бывает лучше первой, а иногда -- хуже. Третья книга как правило хуже второй. Четвёртая -- обычно хуже третьей. А пятая почти всегда хуже четвёртой". Скорость "протухания сериала" обычно зависти от таланта автора, у кого-то уже третью книгу в руки брать не хочется, а кто-то и пять томов может выдерживать относительно ровное качество.

Хотя я бы тут различал "сериал", где действует один герой (или одна и та же группа героев), и "мир - сеттинг", где в примерно одном и том же антураже рассказывются РАЗНЫЕ истории.
Пример первого ("сериала") -- это "Дозоры" Лукьяненко, "Колесо Времён" Джордана и так далее.
Пример второго ("мира сеттинга") -- это "Реттийский цикл" Олди ("Шмагия"-"Приют Героев"-"Три повести о чудесах"-"Гарпия"), "Основание" Азимова.
"Мир-сеттинг" "протухает" гораздо медленнее.
Колнечно, между этими двумя типами есть много переходных вариантов. Например "Бараярский цикл" -- это "сериал" (истории про Майлза Форкосигана), встроенный в "мир-сеттинг" (+ "Этан с Этоса", "Четверорукие"....).
Иногда в рамках одного "мира-сеттинга" может быть два и больше "сериалов" (у Пола Андерсона сериалы про Н ван Рийна, Дэвида Фолкейна, и Доминика Флэндри происходя в рамках общей "истории будущего").
Ещё закономерность. Чем медленнее пишется "сериал" тем он медленнее "протухает". "Звёздный торговец" Андерсона пополнялся новыми и новыми вещами несколько десятков лет, и так и не успел "протухнуть", так как новые произведения успевали у автора "созреть" и у него оставалось время на их "шлифовку".
Цикл про Шерлока Холмса тоже держался на высоком уровне очень долго.

В лучшем случае, писатель вовремя завершает сериал, когда тот не успел "протухнуть" достаточно сильно. Вот, например, Буджолд несколько упустила этот момент. "Дипломатический иммунитет" и "Подарки к Зимнепразднику" существенно слабее всех более ранних произведений цикла. А Сапковский позволил "Саге о Геральте" "протухнуть" очень сильно. Последние её повести совершенно не евозможно читать.
Ответить с цитированием