Показать сообщение отдельно
  #502  
Старый 20.03.2008, 00:32
Аватар для Виндичи
Мастер слова
 
Регистрация: 09.09.2007
Сообщений: 1,670
Репутация: 811 [+/-]
Noktigula, как модераторы решат:) Постараюсь держаться в рамках. Хочется сравнить какое-нибудь из этих произведений с сагой. Где ж ещё-то сие осуществить?:)

К примеру, "Война и мир". Надеюсь, со мной согласятся, что через все перипетии повествования особенно ярко выделяется идея того, что зло злом не победить. Кутузов пережидает, пока зло не уничтожит самое себя. К этому приходит Болконский, продравшись сквозь горячность молодости, хандру, масонскую показуху etc... В саге к похожему выводу приходит Цири. Её путь был несколько иным, но не это важно. Княжне довелось пережить смерть семьи, кошмар горящей Цинтры. Вся её жизнь - это обретение и потеря близких людей. Ненависть, озлобленность и жажда мести дали ростки ещё в детстве. Очутившись в Нильфгаарде после конфликта на Танедде, Цири считает, что её в очередной раз покинули. Вспомним, какой она уходит из хижины Высоготы:

Цитата:
Сделай так, чтобы враг выл от боли, чтобы от этого воя лопались у него глазные яблоки. И вот тогда, поглядев на землю, ты можешь смело и определённо сказать: то, что здесь валяется, уже не обидит никого.
И какой мы видим её после замка Стигга:

Цитата:
... мы заглянем в Дун Дар. Тамошнюю корчму скорее всего спалили, не исключаю, что корчмаря убили. По моей вине. Меня ослепили ненависть и мстительность.
Вот такая вот аналогия. Добром борются со злом, жизнью - со смертью жрица Нэннеке, хирург Русти. Но "Ведьмак" не останавливается на этом, ведь на христианском непротивлении злу далеко не уедешь. И от правды Фулько Артевельде не отмахнуться. Там, где Толстой начертал один путь, Сапковский показал многомерность вариантов. Именно показал, ведь, не считая атрибутов фэнтези, любую ситуацию в саге можно живо представить в реальном мире. Более того, подобные ситуации и так постоянно случаются...
В случае с "Преступлением и наказанием" возможности сравнивать произведения Достоевского и Сапковского я не вижу. Первый написал роман о весьма романтичном убийце, терзаемом сильнейшими душевными муками и угрызениями совести. Здесь можно было бы вновь сказать, что "мораль сей басни такова...", но, в отличие от толстовского непротивления злу, сия мораль в природе не существует. Достаточно включить телевизор, почитать заголовки газет. Убийцы просто пачками раскаиваются. Скажете, книга не о том, а о бесценности жизни человеческой? Сапковский представляет на суд общественности голую правду: жизнь жизни рознь. И аргументы эти нельзя отрицать, ибо они подтверждены толщей истории, не считая сегодняшних реалий.
"Тихий Дон", на мой взгляд, из троицы более всего походит на сагу о ведьмаке и ведьмачке. Достойное произведение без тупикового морализаторства, летопись человеческих жизней, подхваченных пламенем братоубийственной войны. Но чем, кроме большего количества сюжетных линий, творение Шолохова превосходит сагу? Сапковский тоже пишет хронику тысяч и тысяч жизней, делая упор на единицах. Ведь из этих-то единиц и состоят категории "народ", "человечество"...
Калеви, White Raen, зайдите на любой сайт и посмотрите ссылки, названия новостей. "Сенсация, муж заснял изнасилование жены!"... И так далее. Сравните с ведьмачьей сагой и честно скажите, где больше пошлости и насилия. Некоторое пуританство, конечно, идёт от христианского векового доминиона, я понимаю. Но есть аспекты, от которых нельзя отворачиваться, нельзя делать вид, что их нет. Сага о Геральте и Цири многогранна. В числе прочих она служит и зеркалом, в котором отражается наш мир. Отражается в весьма невыгодном свете. А зеркало, заметьте, отнюдь не кривое.
__________________
不笑不足以为道
Ответить с цитированием