Сравнение и ознакомление
ИЛЛЮЗИЯ ПРЕСТИЖА ИЛИ ПРЕСТИЖНАЯ ИЛЛЮЗИЯ?
Интересная тенденция наметилась у кинокомпаний... Словно тыбрят друг у друга идеи, в недостатке своих... Вот, к примеру - Дримворкз: параллельно выходят "Antz" and Disney`s "Bug`s Life". "Saving Private Ryan" and "Red Thin Line". And now - don`t remember what companies - "Illusionist" and "Prestige".
Вот, значит... В обоих фильмах снимаются очень хорошие актёры: Эдвард Нортон ("Царство Небесное", "Бойцовский Клуб", "Красный Дракон"), Кристиан Бейл ("Эквилибриум", "Механик", "Американский психопат", "Бэтмен: Начало"), Хью Джекман ("Люди-Х", "Фонтан"), Скарлетт Йохансон ("Трудности перевода"). Но на мой взгляд, "Иллюзионист" слабее, чем "Престиж".
Буду краток, как говорил известно-кто. Во-первых, трюки, показанные в "Иллюзионисте" слишком "трюкасты". В них не веришь. Не веришь, что такое можно создать без компьютерной графики. Поэтому, последнее "открытие" фильма, что фокусы оказались всего лишь фокусами, не впечатляет. В отличие от "Престижа". Да, там есть дивное изобретение Теслы... Но всё же. Ощущение, что сценарист "Иллюзиониста" писал с детских впечатлений, когда думал, что фокусник может всё... Опять же, в отличие от "Престиж"...
Во-вторых, сюжетная завязка в "Престиже" горазде круче и умнее, нежели в "Иллюзионисте". Даже последние кадры фильма оставляют некоторые вопросы, добавляя плюсиков к желанию пересмотреть "Престиж". И моральная ценность фильма выше, чем "Иллюзионист", который раскрывается в конце концов, оказываясь простым, как три копейки, с ярковыраженной фабулой "Добро побеждает Зло". Так сказать, "Добрая девочка плевком попала в 7 людей, а злая - в 3. Потому что Добро всегда побеждает Зло!".
В-третьих, персонажи и их страсти гораздо глубже по переживанию в "Престиже". За ними интересно наблюдать. Видишь их изменение, их характеры. Интерес всегда на столкновении личностей, ярких и пламенных. В "Иллюзионисте" же всего одна звезда - Эдвард Нортон. За него переживаешь, но главгерой - он и в африке главгерой. Что с ним станется? В "Престиже" такого нет - два главных героя - и обоим переживаешь. Знаешь, что что-то должно произойти, должен наступить переломный момент - но в чью пользу? И интрига не только их как фокусников, но и как характеров, сюжета, сохраняется весь фильм...
Кому "Престиж" должен сказать спасибо за мои дифирамбы (хехе)? Режиссёру фильма - Кристоферу Нолану. Человеку, снявшему "Мементо" и "Бэтмен: Начало" до этого. А также его... наверное, брату, написавшему сценарий к "Престиж", а также к "Мементо". В любом случае, их семейный тандем удался, хочется ещё - и чтобы Кристиана Бейла приглашали.
ХАРАКТЕРЫ К/Ф "ПРЕСТИЖ"
Скрытый текст - (Внимание, раскрытие и анализ сюжета): А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Фильм просто потрясающий. Я посмотрел фильм 3 раза, но до сих пор восхищаюсь работой съёмочной команды. Музыка, операторская работа, актёрская игра – и дух режиссёра над всеми.
Но вместе с тем, после просмотра, для меня оставалось несколько нерешённых вопросов.
1.Импрессарио Великого Дайтона нисколько не удивился тому, что появился Профессор.
2.Как Великий Дайтон узнал, когда придёт Профессор под сцену?
3.Как пересекаются подложные дневники?
Эти вопросы заставляли меня думать, что фильм, скрывает в себе некоторые загадки, решение которых есть в фильме, просто надо быть чуть-чуть повнимательнее...
Для начала я подумал, что один брат предал другого... Как говорил Дайтон - «Одна часть его хотела семейной жизни, а вторая – к свободе». Вместе с импрессарио, Катаром, державшим связь с обоими соперниками, они распланировали двойное убийство... Да ещё повесил Сару, начавшую откровенно мешать фокусной жизни...
Для начала определимся, как зовут братьев. Фамилия – Бордон. Имя – Альфред и Бернард. Альфред – брат, который любит Кристин, Бернард – тот, кто полюбил Сару... Бернард – так называл Феллона, своего переодетого брата, Бордон, который влюбился в Кристин – и он же кричал на фразу Сары «Фредди»: «Да, меня так зовут!!!». Бернард же, в свою очередь, болезненно реагировал на то, когда Кристин назвала его Фредом...
Но посмотрев 2ой раз фильм, я понял, что загадок, в принципе, нет. Всё-таки, это не «Мементо». Однако фильм засиял новыми красками, показывая всю красоту актёрской работы, внимания режиссёра к мелочами.
Первый вопрос – Каттэр, в общем-то, догадывался о том, что у Бордона есть двойник. Как он говорил: «Я уже знаю, как он это делает. Как ты, как мы с тобой» - имея ввиду то, что Дайтон использовал двойника. Во-вторых, он понял: «Я же был на суде... А с нею был... Феллон». Ну, а в третьих, даже привычный к чудесам, всё же почувствовал себя малость не по себе, увидев живого Бордона, но сохранил спокойствие.
Второе. Ну, это очень просто: из-под сцены были слышны крики Альфреда: «Где ключ?!! Где ключ?!!», бившего стекло колбы.
Третье. Самое интересное, что несмотря на утверждение «Кто же поверит фокуснику?», они каждый раз говорили правду. И дневники – словно фокусы: каждый из них знает завязку – то, что написано в дневниках, и развязку – то, к чему они пришли. Но как работал трюк – этого не объяснялось. А так – правда, и ничего, кроме правды.
Но при этом: восторг и удивление - «как они это делают?!» - вызванное сопереживанием, сопутствовавшим фильму.
Трагедия братьев Бордонов, ради трюка попытавшихся прожить одну жизнь («Таких две жизни за одну...»), становится видной, начинаешь различать, где Альфред, а где Бернард на экране – за что спасибо таланту Кристиану Бейлу (посмотрите, что он с собой сделал в «Machinist» ради фильма...). Альфред более яркий, более агрессивно настроенный – очевидно, он и был автором этой затеи. Он сорвал представление Дайтону, подговорил Рута – двойника Дайтона – увеличить себе гонорар, и он же не послушался Бернарда, хотя тот сказал ему: «Пусть выступает, мне не нужен его секрет. И ты не ходи туда». Сам Бернард – более пассивен, более спокоен. Он вместе с братом, они единомышленники, но в принятии решений Бернард немного в тени. Об этом и говорил Альфред, находясь в тюрьме: «Да, ты был прав, надо было оставить его в покое... Прости меня. Прости за всё – я не хотел, чтобы так вышло...».
Лишь один раз Бернард взял преимущество – когда он влюбился в Сару и женился на ней. Альфред согласился, но, когда он влюбился в Кристин, это стало для него невыносимым. Каждая из женщин любили, братья им отвечали взаимностью, но каждый – другой. А жить приходилось одну жизнь, скрывая правду ото всех... Но есть один момент – при пересмотре оказывается, что братья не лгали своим родным, не лгал и Бернард Дайтону, когда говорил, что не знает, какой узел он завязывал... Возможно, когда Бордон говорил Руту (актёр-двойник Дайтона): «Введёшь парня в свой номер, а он захватит власть над тобой», он немного рассказывал о своей ситуации...
Но принимать такую правду их женщины не желали. «Нет, Альфред, это не ты! Хватит притворяться!» -кричала начинавшая догадываться о дуалистичности мужа Сара. Не понимая до конца его, она устала от изменчивости Бордона. Бернард пытался что-то сделать, пытаясь урезонить брата: «Сара... Она всё знает. Или, по крайней мере догадывается. Ты мог бы мне немного помочь... Ведь я её и вправду люблю...». Но Альфред уже с трудом мог уживаться с Сарой, да и сам Бернард тяготился тем, что ему приходилось быть с Кристин... «Что, думаешь, я так жить могу?!! Думаешь, я получаю удовольствие, живя такой жизнью?!» - кричал Альфред на упрёки жены.
Альфред был катализатором многих событий в жизни Бернардов – и, вероятно, в этот раз именно его ответ на вопрос Сары, любит ли он её - «Сегодня – нет.» - был причиной к окончательному шагу в пропасть: Сара повесилась... Символично было то, что в мастерской на заднем плане стоял портрет Профессора – скорее всего, портрет по заказу Альфреда...
К сожалению, его самолюбие и стало началом конца. Утонувшая жена Дайтона, соревнование между фокусниками, и непринятие того, что кто-то может быть лучше – привели его к финальному исходу. Но разве на нём одном вина? Ведь был ещё Дайтон...
Дайтон и Альфред – словно настоящие братья, похожие по своей одержимости, подогревавшие друг друга на состязание... Но кроме того, у каждого был повод для мести. У Дайтона – за жену, причём именно Альфред, как человек азартный, был тем, кто завязал слишком крепкий узел вопреки предупреждению Каттэра; у Альфреда – за пальцы, которые ему пришлось отсечь, потому что Дайтон отстрелил их брату... Поэтому Альфред и убрал маты под сценой. Поэтому...
Череда обоюдных отомщений убивала их жизни. У Альфреда был Бернард, который всё же хоть как, но удерживал брата от излишне крутых поступков: наверняка, это его идея была сделать ключевым словом дневника слово «Тесла» - как попытка разорвать конфликт, удалив соперника, сделать жизнь наконец-то спокойной... Бернард устал от этого противостояния, поэтому накануне ночи, когда Альфреда закопали, он и сказал Фэллону (т.е. Альфреду): «Пойду прогуляюсь. Пусть видит. Наплевать.». Именно Бернард советовал Альфреду отказаться от идеи узнать метод Дайтона. Тот, не послушался, за что и пришла расплата...
У Дайтона, к сожалению, не было такого щита – и он в своём фанатизме шёл всё дальше и дальше, не считаясь ни с чем. Даже Каттэр, который сразу настроил своего подопечного на то, что ему придётся марать руки, перестал его понимать. Новую любовь, которая у могла быть, Дайтон променял на попытку узнать, в чём трюк Бордона... Самое интересное,что это косвенно привело к трагедии в семье Бордонов: братья полюбили разных женщин и притворяться стало труднее, ведь каждый любил по-настоящему...
И упорство его привело к гению Теслы. Машины для клонирования он, конечно, не делал, но ток по земле пускать научился. Многие из его изобретений, открытий оказались слишком революционны и преждевременны для того времени... Да и сейчас описания экспериментов Теслы порой фантастичны даже для современных физиков. Но, наверное, и правильно, что мы не знаем этого... Даже спички в руках ребёнка могут стать серьёзной проблемой – что уж говорить о предметах посерьёзнее? Наверное, похожая мысль мучала Теслу ( в фильме), когда он уезжал из города...
Дайтон практически случайно получает то, к чему стремился. Он наконец-то получил метод, просто превосходящий метод Бордона. Но, убив самого себя – того, что получился при запуске машины, он словно заключил сделку с дьяволом. Интересно то, что благодаря чёрному коту был обнаружен эффект машины... Да и какие цели были у Дайтона? Он ради мести, которая давно уже потеряла смысл, превратившись в перманентное состояние – его слова «Плевать на Джулию!» (жену) – был готов убивать себя. Ради того, чтобы превозмочь и растоптать другого человека, он готов был идти по трупам. Не стал марать руки с птицами, а сразу принялся за человека...
...Как обстоят дела с душой у клонов?..
Дайтону удалось убить своего соперника. Альфред попался на его крюк. Сделка была выполнена. Но трюк на этом не закончился – ведь Дайтон,уверенный в себе, даже не удосужился посмотреть на то, как Бордону удавалось совершать мгновенное перемещение. Он забыл про жену – и даже трюк его перестал интересовать; он просто хотел уничтожить противника. Но тот сам был фокусом: и Бернард, потерявший самого близкого человека, с которым он делил жизнь, всё же «замарал руки» - он застрелил Дайтона. Словно он перестал быть частью Альфреда, но Альфред стал его частью...
Что значило незнание того, будешь ли жертвой или престижем? Всё равно, Престиж не знал той боли и предсмертной агонии того, «кто в ящике». «Публике всё, что с тем, кто в ящике». Дайтон, когда ушёл Каттэр, погладил один из резервуаров – как инструмент, и только... Оправдывает ли цель средства? «Ты проехал полмира, потратил столько богатства... И всё впустую...» - говорил ему Бернард с сожалением и горечью. Этот человек действительно знал, что такое самопожертвование... Когда Дайтон говорил про глаза в зале, смотрящие с удивлением на него, то Бордон имел полное право не верить ему. О глазах ли думал «Великий Дантон», когда совершал этот трюк? Зачем же он выбирал театр «...мимо которого не пройдёт Бордон»?..
...Клетка сплющивается под платком, убивая птичку, но в руках Каттэра появляется другая, очень и очень похожая на первую. И моментом позже в комнату заходит Бернард за своей дочерью. Один брат умерщвлён, другой – жив. И теперь уже полностью свободен... За себя и за брата.
*********************
Интересная фишка, что у номер заключённого Бордона – Д 23. Я не знаю, как это связано с «Номер 23» - фильм с Джимом Кэрри, но всё равно интересно
|