АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Анна Коростылёва "Школа в Кармартене"
Давно не читала литературу с таким упоением. Текст построен в виде россыпи разрозненных рассказов о волшебной школе. После любой сцены юное поколение учеников немного меняется. Т.е. у них трансформация идёт постоянная. А вот поколение учителей сохраняет свою целостность и неизменность.
Очень скоро из текста становится ясно, что это школа для сохранения и развития длинной памяти. Настолько длинной, что учителя часто по срокам жизни похожи на эгрегоры, а не на людей.
В учителях угадываются Один и Локи. Асклепий и Тор, Ангрбода и Артемида. Есть и специально приглашённый учитель китайской традиции, который почти на последних страницах книги раскрывается ещё одной гранью Одина, у которого есть свой Локи. Впрочем о его сути уже с первых страниц откровенно намекалось.
Ученики под стать учителям. В них тоже угадываются Один и Локи, Геката и Фрейя, Таранис и Фрейер. Они молоды, любопытны, настойчивы, неукротимы в стремлении познания. И часто идут учиться к своим противоположностям. Это видно на примере, когда молодой Один идёт учиться к Локи, а молодой Локи идёт учиться к Одину. Притом каждый своего учителя боготворит и ни на секунду не сомневается в правильности его подхода к обучению.
Очень рассмешила ситуация основанная на градации учеников по типу мышления, когда хаоситов отстранили от занятия по причине того, что им будет вреден урок. После этого они сами бегом и ночью, расчитывая, что втайне от учителя, прибежали за теми знаниями, от которых заснули бы днём.
Ещё очень впечатлил разброс интересов и изучений в магии. Здесь рассматриваются жизнь и привычки камней, идёт познание видов эха, конечно разнообразие болезней, трав и времён. Родительница одного из учителей занимается изучением видов тишины. Молчу про возможность перемещаться между мирами и эпохами, изучения драконов, участия в древних битвах, узнавания исторических личностей в полевых условиях.
Словом, качество преподавания в школе настолько глубокое и разнообразное, что сомневаться в нём читателю не приходится. И всё же, кучка проверяющих из министерства без воображения, решили поставить под сомнение эту истину. Скажу честно, до последней страницы переживала, что школу расформируют. Теоретически понимала, что в крайнем случае, школа просто уйдёт в туманы Авалона. Но очень обидно было бы понимать, что даже такой малости упёртые бюрократы могут лишить и без того скучный мир, который они же и создали. Терять эту школу в нашем мире, даже гипотетически не хотелось. И выход из положения был найден Мерлином. Изящный и по букве закона.
Одну из интереснейших веток книги представляет история Мак Кехта, великого врачевателя, который убил своего сына. Поговаривают, что из зависти, ведь сын превзошёл своего отца. Но конечно дело было не в этом. Сын не унаследовал отцовской чуткости и стал нарушать законы Матери Земли. Нарушение её законов чревато вымиранием всего племени, приходом катаклизмов и болезней. Ради защиты общей реальности, Мак Кехту пришлось пожертвовать собственным сыном. Но душевная рана от этого вынужденного поступка, кровит до сих пор.
Показалось интересным, что сын Мак Кехта не сопротивлялся убийству. Он всего лишь лечил себя. Его умирание было сродни умиранию эгрегора. Сначала было повреждено мёртвое пространство, потом живое, потом тело, а потом и ядро. После повреждения ядра излечиться стало невозможно. Но тем не менее, сын ни разу не поднял руку на отца. Не предпринял никаких мер защиты, не было выявлено желание отомстить за себя.
И эта история конечно не могла закончиться просто так. Настоящая история ведь никогда не заканчивается. Пытливость, настойчивость и желание научиться лекарскому искусству, возродились в Гвидионе, молодом Одине. Однозначно это не сын Мак Кехта в чистом виде. Но понимание, что сама Земля посредством Магии взялась за усовершенствование несовершенной программы есть. А значит есть и результат, который раскрывается в конце книги.
Близка ли книга к другой знаменитой книге про магическую школу? И да, и нет. Да — по тематике. Нет — по духу. В этой школе нет противостояния между Добром и Злом. Здесь всё имеет место быть. Помехи социальной ограниченности и заносчивости чиновников, расцениваются больше как досадное недоразумение, чем трагедия. С ними уживаются, но не дают бразды правления над собственным пространством. Раскланиваются и продолжают заниматься своими делами. Всему есть своё место. Каждый играет в мире свою роль. Так зачем же мешать друг другу? Ведь каждая незавершённая сцена, как некогда поставленный на паузу спектакль, придётся когда-нибудь отыграть заново. И значит снова придётся подтягивать всех участников и скрытые ресурсы во времени к нужной точке реальности. И может, в этой новой попытке даже получится создать другой сюжет, который обогатит мир новым знанием. А значит все герои и все ресурсы должны находиться на расстоянии вытянутой руки, чтоб в любой момент можно было дать возможность пройденному сюжету развернуться с новым рисунком
__________________
Раз уж начал – побеждай! Э.Хемингуэй
|