Кстати, раскопала в своих архивах две статьи из самиздатного журнала "Средиземье", печатавшиеся в 1995-6 годах. Взгляните, если интересно...
ЭЛЕНВЭ, ДЭНИЭ,
Ингвэсэн
Д У М А Л Л И Т О Л К И Н О С Л А В Я Н А Х ?
О мире Толкина много говорят и спорят. Одни изучают флору и фауну Средиземья, другие исследуют оружие средиземских народов – и при этом все убеждены, что источником вдохновения Профессора являлись скандинавский эпос и древнеанглийская мифология. Но так ли уж это бесспорно? С нашей точки зрения, в работах Толкина отчетливо различимы не западные, а восточные, конкретнее – славянские мотивы. Абсурд, скажете вы, какие славяне могут быть у Толкина? А между тем, это утверждение не более абсурдно, нежели попытка переводчиков и комментаторов последнего российского издания Профессора (СПб.: Азбука, 1995) связать воедино католические воззрения Толкина и труды православных богословов.
Начнем, пожалуй, с географии. Андуин – величайшая река Средиземья – временами поразительно похож на величайшую реку Западной Европы Дунай, протекающую, среди всего прочего, по землям, издревле населенным славянами. Само буквосочетание «дун/дон» в восточных языках означает «река» – равно как «дуин» – «река» по-эльфийски.
Начало свое Дунай берет в гористо-лесном массиве Шварцвальд (Германия), что в переводе означает «Черный лес» (не понявшим предлагаем перечитать «Хоббита»). Далее путь реки лежит мимо Альпийских гор (а на правом берегу Андуина мы тоже видим горы – Мглистые!), мимо веселого Венского леса, воспетого Штраусом (вспомним Золотой Лес, где живут веселые эльфы!), мимо немецких и венгерских равнин (пустынные Бурые Земли на левом берегу Андуина); в среднем течении Дунай прорывается через скальный комплекс Железные Ворота (аналогия с Вратами Королей напрашивается сама собой!), а ниже по течению находятся знаменитые дунайские пороги, которые в прошлом делали реку несудоходной, – точь-в-точь как пороги Сарн-Гебир на Андуине!
Последняя часть пути Дуная проходит через Балканы. Но что такое Балканы, то есть современные Югославия, Болгария, Греция, Турция? Это древние Паннония, Фракия, Македония, Ахайя! Вспомним также утверждение Платона, что в доисторические времена мифические атланты вели победоносную войну с пеласгами – предками современных ему ахейцев. Атланты. Легендарная Атлантида. И... прекрасно памятная нам по «Сильмариллиону» затонувшая земля Аталантэ, то есть Нуменор! Неужели у вас возникает хотя бы тень сомнения, что спасшиеся атланты-нуменорцы бежали именно в те земли, где они некогда утвердили свое владычество? Стало быть, более чем вероятно, что бежали они именно в Ахайю. Но Ахайя – это Греция, причем не в современных ее границах, а та самая античная Эллада, состоявшая из множества разрозненных городов-государств, разбросанных по всем Балканам от Средиземного моря на юге почти до самого Дуная на севере. Таким образом, опять мы оказываемся все в том же Подунавье, и, как ни крути, от этого совпадения нам никуда не деться!
Кстати, чтобы уж покончить с Дунаем: его дельту современные болгары называют Этыр, а дельта Андуина называлась Этир. Вы не находите, что совпадения нас прямо-таки преследуют?..
Знатоки Толкина уверяют, будто Балканами вообще и Болгарией в частности Профессор как будто не интересовался. Но давайте поинтересуемся мы...
Что такое Итиль у Толкина, надеемся, объяснять не надо. Кто читал «Властелина Колец», тот, несомненно, вспомнит Минас Итиль – Крепость Восходящей Луны среди лесов Итилиена. Но знаете ли вы, что такое же название носила в Х веке столица Хазарского каганата на Волге? Слово это, кстати, не хазарское. Есть все основания полагать, что так назвали реку и город протоболгары, предтеча современных болгар. Позже они откочевали на Балканы, где, смешавшись с фракийцами, греками, римлянами и славянами, положили начало болгарской цивилизации. Но самое интересное в истории Итиля, пожалуй, другое: расположенный на берегу Каспийского моря Итиль был затоплен его волнами и погиб, исчез с лица земли, после чего Хазарский каганат прекратил свое существование.
Однако же в период своего расцвета Хазарский каганат господствовал почти над всей территорией юго-восточной Европы, и, по свидетельству историков, хазары, в отличие от своих соседей, имели «устроенное правление, обширную, цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью». Разве не напоминает это годы возвышения Нуменора, а позже – Гондора?
Если же мы вспомним, что позднее хазарское государство прикрывало более западные державы Европы от первой волны монголо-татарского нашествия, то на ум сами собой придут слова, сказанные на Совете у Элронда потомком нуменорцев Боромиром: «Только мы защищаем Запад от орд Саурона».
Уже вышеприведенные факты впечатляют!
Давайте, однако, вернемся к Болгарии. Когда археологи раскопали один из древних курганов, где покоился вождь протоболгар, и по методу советского антрополога М. Герасимова восстановили его внешний облик, выяснилось, что выглядели эти древние протоболгары достаточно примечательно – узкое, скуластое, горбоносое лицо. Чем не дунадан – потомок нуменорцев, которых описывал Толкин?
Однако совпадения мира славян и мира Толкина не ограничиваются географией.
Многие, вероятно, знают, что в славянском языческом пантеоне существовал такой бог Велес (Волос). Однако известно ли вам, что это божество носило также другое имя – Цмок, или Смог? Изображался Велес обычно с перепончатыми крыльями, умел летать и выдыхать огонь, а также был не очень умен и жаден до золота... Скажите после этого, что славянский Велес не напоминает вам средиземского Смога из «Хоббита»!
Был у древних славян и другой бог – Радагаст (Радагост, Радогост), считавшийся покровителем животных, прежде всего коней. Самое известное его капище (храм) находилось в городе Ретра, ныне именуемом также Радогощь, то есть «город Радогоста» (современная Польша). В этом храме можно было видеть изваяние божества верхом на белом коне. А во «Властелине Колец» мы обнаруживаем туманные намеки на то, что некоторые из посланных в Средиземье истари, то есть магов, ушли на Восток, где основали собственные культы. Правда, Радагаст – маг, занимавшийся в основном животными и птицами, не уходил: его обитель Росгобел располагалась на границе Сумеречья – но все же на восточной границе!
Или же взять такой пласт фольклора, как народные сказки! Много ли у народов Западной Европы найдете вы сказок, где прямо указывалось бы на бессмертие героя? А у славян чуть ли не в каждой сказке присутствует злой герой по имени Кощей Бессмертный! С первого взгляда Кощей не имеет ничего общего с Морготом или каким-нибудь Сауроном из Средиземья – Морготу, точнее, Мелькору, падшему Айнуру, более соответствует католический падший ангел Люцифер (вот только наказан за свое грехопадение Люцифер был совсем не так, как Моргот: согласно Дантовой «Божественной комедии», он вморожен в лед на самом нижнем круге Ада). Однако вспомним русскую народную сказку о богатырше Марье Моревне: уезжая на войну, она наказывает супругу Ивану-царевичу, чтобы тот не смел ходить в самый дальний подвал ее дворца. Но едва супруга за порог, как Иван-царевич немедленно идет в тот самый запретный подвал – и обнаруживает там Кощея Бессмертного, подвешенного на цепи! Как видим, аналогия уже просматривается. И далее Кощей жалуется Ивану-царевичу, что он уже триста лет тут висит, не евши, не пивши... Триста лет на цепи – не прямая ли это перекличка с «Сильмариллионом»?
У того же Кощея Бессмертного есть и подручные: злая героиня «рангом пониже» – Баба Яга и летучий змей, сиречь дракон, – Змей Горыныч. Во многих сказках Баба Яга живет в доме, огороженном забором из черепов с горящими глазами, – чем не крепость Саурона, огражденная огнем? Роднит с Сауроном славянскую нечисть и еще один любопытный факт. Кому не памятна симфоническая картина М.П.Мусоргского «Ночь на Лысой горе»? Лысая гора – место под Киевом, где собиралась на шабаши славянская нечистая сила и откуда, соответственно, она разлеталась потом по миру. Но давайте вспомним, откуда расползались по Сумеречью тамошние «лиходейские твари»! Из крепости Саурона Дол Гулдур, расположенной на Амон Ланк – что означает ни больше, ни меньше, как Нагой, или Лысый холм, гора!
Что же до Змея Горыныча, то хотя дракон он и «неправильный» – трехглавый и, несмотря на то что огонь и дым выдыхает исправно, с какими-нибудь средиземскими Смогами и Анкалагонами сравним быть не может, интерес вызывает неоднократно упоминаемая в былинах такая характерная деталь: летит на Илью Муромца или какого другого богатыря змей о трех головах, о девяти хоботах, – и вот это цифровое сочетание ОДИН (змей) – ТРИ (головы) – ДЕВЯТЬ (хоботов) опять же таки ассоциируется с определенными аспектами истории Средиземья. Вы, разумеется, можете возразить, что из этого ряда выпало число СЕМЬ, но мы говорим сейчас не о прямых аналогиях, а именно об ассоциациях.
Даже в таких типично эльфийских именах, как Боромир (эльф. Алмазная длань) и Фарамир (эльф. Алмазный охотник), отчетливо просматриваются славянские корни. В комментариях к последнему переводу «ВК» (СПб.: Азбука, 1995) отмечено, что эти имена Толкин придумал после общения с ранеными русскими в госпиталях первой мировой войны. Они были смоделированы на основе таких славянских имен, как Велемир, Любомир, Драгомир, Славомир и т.д. Для ученого-филолога, каковым являлся Толкин, это трудности не составляло. Интересно, однако, заметить, что у древних славян существовало мужское имя Боримир. Церковью оно было объявлено языческим, запрещено к применению и со временем забылось. Знал ли об этом профессор Толкин или надо воздать должное его интуиции?
Магия «похожести» оказалась настолько сильна, что сегодня среди русскоязычных толкинистов, наверное, лишь снобы, желающие подчеркнуть, что они в совершенстве владеют английским, назовут этих героев «Властелина Колец» на английский манер – «БО'ромир» и «ФА'рамир»; все остальные, не задумываясь, произнесут «БоромИ'р» и «ФарамИ'р», присоединив, таким образом, двух гондорцев к многочисленным славянским «-мИ'рам»: ТихомИ'ру, ЯромИ'ру, ЛадомИ'ру и т.д. (Вы можете отметить, что из этого списка «выпадает» самый популярный нынче на Руси «-мир» – ВладИ'мир; но в те давние времена, к которым мы апеллируем, это имя в летописях употреблялось в форме «Володимеръ», и подлинная его этимология до сих пор остается невыясненной.) Да что толкинисты! Имя «Боромир» настолько убедительно вписалось в число славянских «-мИ'ров», что один из современных авторов (В.Васильев. Клинки. М.: Яуза, 1996) ввел в свой роман славянского вождя с вполне славянским именем... Боромир Непоседа. Как говорится, комментарии излишни!
Так кто же ответит на наш вопрос: думал ли Толкин о славянах, когда писал «Властелина Колец»?
ЭЛЕНВЭ ИНГВЭСЭЛ
Е Щ Ё О Т О Л К И Н Е И С Л А В Я Н А Х
Уже после выхода второго выпуска «Средиземья» обнаружилось, что поразительное сходство Велеса и Смога не обошла вниманием и известная петербургская писательница Мария Семёнова. В своей популярной энциклопедии «Мы – славяне!» она тоже проводит ряд аналогий между героями Толкина и славянскими языческими верованиями. Есть суждения спорные. Не слишком корректно с её стороны утверждать, будто имена славянской богини смерти Мораны (Морены), феи Морганы и Мордреда из цикла о короле Артуре и Моргота из «Сильмариллиона»* являются родственными – на том лишь основании, что имеют корень -мор-. С таким же успехом можно отнести к этому ряду и морковку (поскольку растёт этот овощ под землёй – в мире явно потустороннем), и моргать (закрыв глаза, мы на миг «уходим» из этого мира), и морс (чтобы приготовить этот напиток, надо «умертвить» ягоды), и многие другие слова. Но вряд ли стоит доводить идею до абсурда, тем более что М. Семёнова прошла совсем рядом. Нет никаких сомнений: толкиновский Моргот тесно связан со славянским языческим пантеоном – но не через Морану, а через другое злое божество – Чернобога. Ведь что означает прозвище «Моргот», данное Эльфами Валару Мелькору, как не Чёрный Враг! Чернобог – посланник Смерти, Чёрный Враг, проливший кровь на священной земле Валинора, – в них явно ощущается внутреннее, функциональное родство.
Ещё сильнее вы ощутите это родство, если задумаетесь о месте обитания злых сил. Славяне традиционно помещали их на севере, среди снега и льда, за мифическими Железными горами, поскольку железо, по мнению славян, обладало магической силой, препятствующей проникновению в мир всякого рода нежити. Недаром же борьбу с Мореной ведёт у славян бог-кузнец Перун! А теперь вспомним, где, согласно «Сильмариллиону», находилась главная цитадель Моргота. На севере Белерианда, за хребтом Эред Энгрин, что в переводе означает Железные горы. Для усиления сходства остаётся лишь добавить, что после низвержения Моргота его заковывает в железную цепь Ангайнор бог-кузнец Ауле.
Чтобы вы не подумали, будто сходство это случайно, напомню: отделение мира живых от злобной нежити с помощью железа происходит и в романе Толкина «Властелин Колец». Страшная крепость Саурона Барад Дур находится в Мордоре не где-нибудь, а за ущельем Карах Ангрен, что опять же таки означает по-эльфийски Железные Челюсти.
Раз уж мы заговорили о кузнецах, нельзя не отметить происшедшую с течением времени метаморфозу. У язычников кузнец являлся уважаемой фигурой, что подтверждается и высоким положением на небесах бога-кузнеца Перуна. После принятия христианства кузнец, именно в силу близости к языческим богам, становится личностью подозрительной и едва ли не пособником дьявола. Соответственно и у Толкина в «Сильмариллионе», освещающем события Первой Эпохи, – бог-кузнец Ауле, сила Светлая и созидательная, а во «Властелине Колец», повествующем о Третьей Эпохе, – кузнецом является создатель магических Колец Саурон, воплощение абсолютного Зла, и совращённые им Эльфы Эрегиона.
И, чтобы окончательно покончить с Тёмными силами, следует, наверно, добавить, что в ранних вариантах «Сильмариллиона» Всеобщий Враг носит... откровенно славянское имя Мэлко. Как не вспомнить тут имена Живко, Петко, Здравко, Жарко, Гойко, Марко, Янко и т. п., и поныне столь популярные у южных славян, живущих... на Балканах, в Подунавье. Таким образом, мы опять возвращаемся к тому, с чего и начинали: думал ли Толкин о славянах?
P.S. Я полагала, что со Змеем Горынычем вопрос закрыт и тема исчерпана. Однако вот наша читательница из Новгородской области сообщает, будто в некоторых былинах идёт также речь... о семи туловах Змея Горыныча. Это даёт новую пищу для размышлений. Сопоставьте: ОДНО (чудовище) – ТРИ (головы) – СЕМЬ (тулов) – ДЕВЯТЬ (хоботов) у Змея Горыныча и ОДНО (Кольцо Всевластья) – ТРИ (эльфийских) – СЕМЬ (гномьих) – ДЕВЯТЬ (человеческих) Колец в «системе» Саурона. Если при этом учесть, что многие исследователи Толкина не без оснований выводят имя Саурона (Sauron) из древнегреческого слова «sauros» – ящер (то есть всё тот же дракон, змей!), то невольно задаёшься вопросом: какого же «sauros'а» имел в виду Профессор – абстрактного доисторического динозавра или вполне конкретного славянского Змея Горыныча?..
____________________
* Но особенно досадно было, конечно, прочитать в умной, грамотной книге про «Моргота – Великого Врага из «Властелина Колец» (с. 48): даже если М. Семёнова не видит разницы между Морготом и Сауроном, а среди её знакомых не нашлось никого сколько-нибудь знакомого с творчеством Толкина, неужели даже в редакции «Азбуки» не могли подсказать, что упоминаемый ею «Властелин Колец» и «Сильмариллион» (где, собственно, и фигурирует Моргот) – две разных книги, путать которые не годится человеку, берущемуся рассуждать о творчестве Толкина.
|