Заценил «Зелёного рыцаря».
Я не любитель артхауса, но это артхаус не чернушно-мутный или социально-справедливый, а в духе Джима Джармуша: сонно-медитативный и визуально красивый. Местами фильм сероват, но достаточно часто глаз радуют леса, лиса, замки, необычные ракурсы и пролёты камеры. Я, правда, разочарован, что практически не было красивой обнажёнки — сюжет легенды располагал к соблазну и разврату, а возрастной рейтинг тут самый взрослый.
Но главное, фильм в кои-то веки порадовал меня как любителя артурианы. Это одновременно её деконструкция — и почти точная экранизация, что-то вроде «как могли выглядеть за кадром события, из которых сложилась легенда». Да, фильм сознательно перевирает легенду, но при этом сценарист то и дело показывает, что хорошо знает артуровский миф, и не только поэму про Гавейна. Тут куча отсылок для знатоков — достоверных деталей, вроде щита с пентаграммой, лисицы, выкупленной за поцелуй (да, кстати, это не гей-пропаганда, эти мужики и в поэме целовались, причём
много раз), и даже вроде бы анахроничной Винифреды (она лет на сто позже жила в реальности, но действительно связана с этой легендой). И я аж подпрыгнул, когда мародёр сказал про 960 убитых лично королём — да, ровно столько упомянуто у Нэнния в хронике битвы при горе Бадон!
И даже нестыковок с поэмой тут куда меньше, чем кажется. Даже в финале. Поначалу казалось, что создатели поехали окончательно, что фильм распрощался с артурианой... но тут до меня дошло, что именно происходит, и так оно и обернулось. А заодно финал неплохо поясняет, почему в этой версии мама Гавейна работает за себя и за колдунью Моргану. Зачем она всё это наколдовала? Да она сыночку-корзиночку в короли так пыталась пропихнуть! Гениально!
Впрочем, с деконструированием Лоури всё же перестарался. Гавейн у него превратился совсем уж в шлемазла, труса, рохлю и терпилу, который почти не достаёт оружие и сливает даже горстке разбойников. Замысел-то понятен — чтобы превозмогал себя не крутой рыцарь, а человек слабый и морально неустойчивый. Но обидно за вечно обделённого вниманием персонажа. В кои-то веки фильм про него — но и тут вместо него неудачник, Синдзи, слабак, принц Имо.
По поводу кастинга, который все так о(б)суждали. На самом деле Патель хоть и не выглядит валлийцем, но вполне сойдёт за смуглого европейца. Проблема в другом: мать ему подобрали тоже из индусов, и вот она сильно выбивается. Особенно когда вполне европейского вида Артур говорит, что это его сестра — я не удержался от смеха. Это ж каким Абрамом Ганнибалом тут был герцог Горлуа, если его потомки так отличаются от бриттов? А в толпе ещё и негритянка промелькнула. Думаю, её история попадания в Британию должна быть поразительнее, чем весь фильм.