Показать сообщение отдельно
  #23  
Старый 07.06.2021, 12:05
Аватар для perFerro
Местный
 
Регистрация: 14.11.2018
Сообщений: 125
Репутация: 22 [+/-]
Неплохой рассказ. Местами весёлый, местами – грустный. И задуматься заставляет, вновь взглянуть на девяностые, какими они могли увидеться двоим хронопутешественникам из Панерии. Разумеется, изображённый в рассказе мир воспринимается сквозь призму собственных воспоминаний, но об этом чуть ниже.

Мелочь всякая
Скрытый текст - [SPOILER]:
«Самый настоящий аппарат, который позволяет, если не перенестись, то заглянуть в будущее» - вторая запятая, кажется, не нужна

«…продолжил, — Адресованы людям будущего!» - вместо запятой тут лучше подойдёт двоеточие

«сотрудники Четвёртого отдела спешно начали проверять искренность помыслов с помощью прибора…» - после слова «помыслов» напрашивается ответ на вопрос «чьих» - ну, там, «помыслов собравшихся», например

«…продолжил, — Что же это?...»
«…снова зачитал, — «Мальчик…» точки вместо запятых

«- А ты_,_ значит…»

«— Александр Степанович Ахмедов-Вольский_!_ — произнёс, улыбаясь, водитель конструкции, но, заметив сдвинутые брови собеседника, тут же поспешно добавил, — Сашка Ахмедов, ваш ученик и последователь.» - и двоеточие вместо предпоследней запятой

«— Слава Октябрю! Миру мир!— выкрикнул Сашка и, посмотрев на стену с плакатами, добавил, — Даёшь невесомость!» - пропущен пробел после прямой речи, ну и точка (или лучше двоеточие) вместо запятой перед

«…затем добавил, — Кэш онли!» - двоеточие вместо запятой

«— Так какое…, — начал было возмущаться тот…» - запятая не нужна

«…ездил бы на такси, по одному из многих широких местных проспектов…» - запятая не нужна, и «многих широких местных» избыточно («многих» лучше бы убрать)

«привстал на локте» - забавно)) м.б. «приподнялся»?

«…ответил продавец, — Что шумишь?» - точка вместо запятой

«это всегда работает. — усмехнулся продавец» - а вот тут наоборот

«кх-м…, — закашлялся дядя Гриша» - запятая не нужна

Правдоподобие отдельных ситуаций
Скрытый текст - [SPOILER]:
иногда проседает. Вот, к примеру:

«— Вэй, дарагой, — в тон ему ответил продавец, — Что шумишь? Пакупатэль пугаишь! Меня Амин крышует.
Люди Хасана переглянулись и обменялись парой фраз на незнакомом языке.
— Кунак, мне Амина из-за вас беспокоить? — спросил продавец, очень выразительно приподняв бровь.
— Зачэм бэспокоит, дарагой. Хасан правил уважаэт! — выпалил небритый и, толкнув локтем молчаливого товарища, пошел к следующему прилавку.
Когда они отошли, Лысенко решил поинтересоваться:
— А кто такой Амин?
— Да кто ж его знает! Но с такими борзыми ребятами это всегда работает. — усмехнулся продавец
»

Если брать собственный опыт жизни в девяностые (само собой, фрагментированный и однобокий), то у нас на центральном рынке фраза «Меня Амин крышует» привела бы к другому варианту развития диалога (если исходить из посылки, что Амин выдуман): «- Чиго за Амын? Зидэсь ми всэм крыща, Пьлаты давай!» или к вежливой просьбе передать «Амину» подъехать куда-нибудь за гаражи, чтоб разграничить сферы влияния. Но это у нас – город маленький, все всех знают. К тому же сама сцена оправдана – фраза «Меня Амин крышует» забавно срабатывает в финале.

По исполнению
Скрытый текст - [SPOILER]:
в принципе придраться не к чему; есть очень удачные места, например:

«Так началась их странная жизнь в этом беспокойном времени…»

Я даже при первом прочтении задержался и перечитал эти несколько абзацев – так гладко и приятно они написаны.

Или вот ещё:

«…дверь зала распахнулась, и вошли пятеро. Лысенко сразу сориентировался, кто из них главный. Безусловно, им был полный мужчина с бородой, облачённый в свитер ручной вязки (наверняка, очень дорогой!) и тёмные брюки. Но самым важным маркером Николай посчитал очки, символ принадлежности к научной элите. Судя по размеру оправы и величине линз, перед ними появился как минимум гранд-мастер первого ранга.
— Это что такое? — спросил худой высокий человек в бежевом плаще. К удивлению Лысенко, учёный в очках развёл руками и даже пробормотал какие-то извинения. Вот так новость! Похоже, что длинный из Четвёртого отдела, или как он там назывался в то время.
Один из вошедших, широкоплечий низенький мужчина в спортивных штанах и кожаной куртке, через расстёгнутый замок которой выглядывала массивная цепь жёлтого металла, с какой-то хищной улыбкой наблюдал за происходящим. Позади него высились двое здоровяков…
»

Смотрите. Герой попадает в другое время и пытается определить внутреннюю иерархию первой встреченной группы «местных», основываясь на собственном знании мира. Но это знание он приволок с собой из будущего, и оно здесь просто не работает! И вот герой делает в корне неверное предположение, а затем ещё одно, основанное уже на поведении «местных» – и снова неверное! Вот так и надо про путешествия во времени писать! То есть все же мы читали книжки про попаданцев, где герой попадает на несколько веков назад (или вперёд, или вообще в другой мир), и с ходу расшаривает местную конъюнктуру, уверенно занимая место Волевого Лидера или Мудрого Советника.
Здесь – не так. Здесь герои попадают из «славных имперских» времён в девяностые годы двадцатого века, ничего в них не понимая – но вынужденно начинают разбираться (До гранд-мастера дошло, что тут тоже хотят получить с них «кэш онли»), попадая по ходу повествования в разные забавные ситуации. Особенно меня развеселило предположение о лохотроне как о древнем имперском обычае, «забытом церемониале». Ну и вот это: «Лысенко ожидал, что в иллюзионе про крейсер «Восход» будет много сцен в космосе, и очень удивлялся, когда Сашку в очередной раз снимали полуголого, в объятиях с какой-нибудь девицей».

Юмор
Скрытый текст - [SPOILER]:
Помимо некоторых забавных находок (таких, например, как «Первый боевой вылет крейсера «Восход»), кое-где рассказ начинает смешить с опорой на собственную мифологию. К примеру, маленькие эпизодики
1) «Чтобы задобрить инвестора, долговязый Фёдор взял на главную женскую роль подругу Карпенко, красивую, но очень своенравную Маргариту, чей характер позволил бы этой даме работать в Четвёртом отделе. Новоиспеченная актриса просыпалась очень поздно и, приехав на съёмки, чаще всего закатывала скандал из-за своего макияжа или из-за текста»
и
2) «…воссоединение человека и космического эфира. Роль последнего как раз и исполняла обнаженная пассия Карпенко, громко и нецензурно сообщавшая всё, что она думает о происходящем»
позволяют сработать вот этому
«Он орал на опешившего Сашку и требовал вернуть его обратно в Калемус. Тут очень кстати пришлись характерные черты поведения, которые Лысенко отметил, наблюдая за разбушевавшейся Маргаритой»
И, конечно, лучше всего это работает в финале. «С сотки сдача будет?», «Меня Амин крышует», «А ведь и впрямь от упырей помогает»))) У предков, в натуре-на, есть, чему поучиться!

Персонажи
Скрытый текст - [SPOILER]:
Лысенко
Цитата:
Сообщение от Ливингстон Посмотреть сообщение
Просто персонаж-функция.
Цитата:
Сообщение от Дядя Гриша Посмотреть сообщение
Функционер от науки, стремящийся к собственному благосостоянию, верящий в свои изыскания, которые часто строятся на сомнительной доказательной базе (зато правильной с точки зрения власти и возможности утвердиться). Империи он не то, чтобы верен. Она его кормит, он её механизм. Пойти против для него нет ни смысла, ни силы духа. Да и зачем. Ему хорошо живется
Хм… при первом прочтении я тоже как-то особо им не проникся. Но когда перечитывал рассказ, обнаружил штришки, которые раскрывают этого героя подробней.
«Ошарашенный Лысенко, хотевший предложить экспертизу предметов из прошлого, вдруг понял, что всё кончено. Столетов зашёл с козырей. Выдвинуть что-либо против такого аргумента невозможно. Императорский запрет! Сперва он ещё наивно полагал, что оппонент что-то выдумал, но зрители одобрительно кивали Столетову. И как же он, Николай, такой расчётливый и предусмотрительный, умудрился пропустить этот закон? Позорище!»
«С таким солидным багажом материалов из прошлого мог бы стать самым влиятельным историком во всей империи» - вот именно. Не самым лучшим. Самым ВЛИЯТЕЛЬНЫМ. Психология амбициозного функционера. И как он тяжело переживает позор!

Сашка
Нормальный такой, вполне. Именно благодаря ему в рассказе прочитываются обе темы конкурса – и отрыв (пережитый героем период очарования девяностыми), и притяжение (трансформация героя в финале, узнав о которой, мы понимаем, как именно он использовал полученный опыт).

Порадовал Столетов. Если его фамилия – намеренная отсылка к «Анафему» Стивенсона (см. «остолетиться»), то чрезвычайно удачная. А даже если ненамеренная – всё равно ж ведь остаётся отсылкой.

Что же до общего впечатления… Я думаю, незачем повторяться, если до тебя уже всё сказали:
Цитата:
Сообщение от Патриарх Посмотреть сообщение
Не смотря на простоту изложения и карикатурные образы персонажей, словно позаимствованные из фильма "Брат", рассказ оказался увлекательным. За приключениями Лысенко и Ахмедова по-настоящему интересно следить. Время свободы, показанное в рассказе, не приукрашено ностальгической романтикой, скорее чувствуется, что автор хотел показать анекдотичность некоторых довольно пугающих ситуаций. Да, это время мы пережили. Время свободы творить что угодно.
Я присоединяюсь к этим словам
Ответить с цитированием