Домино
Сначала немного пройду заметками по ходу чтения.
Скрытый текст - Заметки на полях: С самого начала рассказа ясно, что мир фэнтезийный, но при этом в нем явно что-то не так. «Мёртвого уже, должно быть, мага» - вот эта фраза сразу настраивает на нужный лад и при этом неплохо цепляет внимание, являясь тем крючочком, который тянет читать дальше.
Сцена у ворот: мне нравится, как передано ощущение страха Маркуса, причем страха мелкого, липкого и пресмыкающегося. И его же гнева, но при этом столь же мелкого и задавленного страхом. Мне не очень нравится сцена с утаскиванием старика непосредственно перед носом у Маркуса, она выглядит излишне демонстративной и слегка манипулятивной. Типа «смотрите, даже старика-лекаря не пожалели, изверги». Потоньше бы этот момент обойти.
Сцена в первой таверне: происходящее постепенно становится яснее. Маркус, очень слабый маг, бежит из страны, в которой идут гонения на магов. И гонения эти настолько сильны, что малейшее подозрение в колдовстве (даже чуть светящаяся баночка слизи в котомке) могут привести к пыткам и смерти. И вот тут у меня возникает первый вопрос. Зачем нужны такие жестокие гонения и из-за чего они возникли?
Здорово переданы чувства Маркуса к безымянной светлой. Его даже не любовь, а слепое обожание и преклонение. Он восхищен ею, возможно, когда-то он был в нее влюблен (в конце концов, откуда-то же взялись мысли, которые «не показывают мамочке»), но эта влюбленность тоже мелкая, на уровне тех самых мыслей. А сейчас он любит и вовсе не ее, а чувство собственной безопасности рядом с ней. Для любви ему слишком страшно.
И еще интересный момент – Маркус предал светлую еще в таверне, когда практически сдал ее стражнику. Выходит, любовь проиграла битву уже в этой сцене… А в следующей же сцене в подворотне Маркус на полном серьезе пытается заверить ее в своей верности. Очень такой… мерзкий персонаж получается. Причем он сам понимает эту свою отвратительность, но не может и уже не хочет ничего менять.
Флэшбек: на самом деле эта работа - рассказ в рассказе. История Маркуса и светлой – это уже цельный сюжет, который имеет начало, кульминацию и конец в сцене у ворот. Но флэшбек все усложняет. Он очень насыщен действиями, и описываемый мир в нем приобретает дополнительные грани. Некоторые из них даже создают диссонанс с теми жестокостями и полной нетерпимостью, что упоминаются в начале рассказа (слово «посох» опасно даже думать, склянка в котомке приводит в пыточную). Тут вот какая штука. Во флэшбеке оказывается, что гонения как бы не на всех магов. И не такие уж они тотальные и жестокие, даже на государственной службе маги остались. А многие прекрасно подстроились. Но тогда не совсем ясно, почему не смог подстроиться тот же Маркус – вот уж для кого, с учетом его личных качеств, не составило бы труда «сдать» пару магов и выбить себе таким образом индульгенцию. Даже драться особо не нужно. В целом, тут картина из флэшбека у меня не сложилась с картиной полного истребления из первой сцены.
И еще одна мысль на тему флэшбека. Если в частях Маркуса рассказ – это больше темное фэнтези с остро поставленными социальными проблемами неравенства и гонений, то из флэшбека на меня повеяло легким налетом сказочности. Не скажу, что имеется прямое сходство, но атмосфера дала отсылки на сказки Софьи Прокофьевой и Тамары Крюковой. Светлейшая, Темнейший, которые выглядят сообразно своим ролям самого светлого и темного магов. Обезличенная толпа науськанных людей, которыми руководит расчетливый и жестокий человек. Интересное получилось сочетание с темным фэнтези.
К концовке я наконец поняла, почему Светлейшая не прогнала сразу такого неудобного Маркуса, который однажды уже фактически сдал ее. Она видит в нем ребенка - своего воспитанника, который слепо ей верит. И поэтому даже в самом конце она спасает Маркуса, отправив его одного за ворота. Это для нее такое своеобразние искупление. Попытка загладить даже не перед кем-то, а перед самой собой ощущаемую вину за смерть детей.
Общее впечатление. Этот рассказ определенно является частью чего-то большего: то ли цикла рассказов, то ли романа. Некоторые вопросы, которые появляются по ходу сюжета, так и остаются без полноценного ответа. В мире идет охота на светлейшую, которую собираются показательно сжечь. Но что именно послужило причиной такой ненависти князя к именно этому магу, остается за кадром. Все еще остаются вопросы с гонениями: на кого именно и почему не на всех магов это распространяется. Почему одни еще служат князю, а другие боятся лишний раз вдохнуть?
Тема предательства раскрыта со всех сторон. Тут и Маркус, который готов без раздумий предать кого угодно. И Гхарус, выменявший жизнь светлейшей на жизни детей-учеников магической школы. Но с другой стороны, как это ни грустно, выбор и одного, и другого выглядит очень… естественным? Маркус боится пыток и смерти, и во всех ситуациях между жизнью чьей-то и жизнью своей выбирает свою. Потому что своя шкура всегда ближе. И для Гхаруса естественно – спасти любимую женщину, а не пожертвовать ею в обмен на жизни каких-то детей. И вот тут тема предательства трансформируется в простой вопрос-весы: что тебе ценнее здесь и сейчас при условии, что выбрать и то, и другое нельзя.
Однако в концовке тема предательства звучит еще раз, уже сильнее, потому что к финальной точке привела вся предыдущая череда предательств. Но теперь предает сама светлейшая, только не человека, а саму свою суть. «Воплощенная милость» с мечом в руке идет против очистника, она выбирает не свою светлую сущность, а свою жизнь. Есть у меня ощущение, что момент этой трансформации светлейшей немного недокручен эмоционально и кульминация слегка теряется. Но финал все равно звучит.
__________________
Я целую небо, а оно льет воду
|