Показать сообщение отдельно
  #2  
Старый 13.12.2019, 16:00
Аватар для Алекс Тойгер
Вагр
 
Регистрация: 30.09.2013
Сообщений: 3,422
Репутация: 385 [+/-]
Бактус из кошки, Звук кошачьего зевка, Пуфф

Номинация Закадычный враг
1 место: Чарли «На войне как на войне»
рассказ прекрасен. Ровный, качественный, сильный.

Настоящие герои, живые мелочи и борьба в каждом дне, с врагом настоящим, большим и мощным, и непобедимым, и с врагом вымышленным, который только кажется, а на самом деле — свой.
2 место: JusTsaY (Грёбаная алкашня) «Кукушкина доля»
Ставлю рассказ сюда, потому что мне он очень, очень по душе. Маги, война, интриги, шпионаж — я будто прочитал так и не написанный Стругацкими, задуманный ими «Трудно быть богом». То самое мушкетёрство.

Спасибо, автор! Я влюблён.

Ах, да: с врагами у героя всё сложно. Есть большой враг - империя, воюющая с магами, есть враг среди своих и даже герой иногда враг себе - без дома, без гнезда. Кукушка.

А ещё финал прекрасен.
3 место: Дочь разбойника «Хорошие человеки»
Вот знаете, лень аргументировать. Потому что кажется: «Ну вот я написал, сходите, гляньте - он же великолепен! Какие тут могут быть аргументы?!»

Ну вот это вообще про три верхних рассказа в этой категории и про этот тоже.

Это — рассказ. Ничего тут дорабатывать не нужно, ни к чему придираться. Весь мир — враг. Просто потому, что герою вот так вот не повезло родиться троллем. Арр-Р в этом противостоянии выходит победителем: он сохранил себя, продолжает жить так, как считает правильным и творит, тем самым, добро.

Ну и воздалось ему за это тоже сторицей. Да будет сюжетная справедливость и свет в окошке! Автору брава и песшы исчо.
4 место: Agressor «Малые Топи»
Рассказ меня поразил. Правда. Он жуткий, жуткий до тошноты.


Но он — рассказ. Профессионально, на мой взгляд, сделанный.
Ну и что, что я такое читаю только на конкурсах, где не отвертеться?

Атмосфера безысходной жути, враг-болото и древнее, жестокое злодейство.

И дед тоже враг - так подставил, жестоко и равнодушно, своего внука.

В общем, не моё. Но сделано классно.
5 место: Дубовик «Ход ламантином»
Это было в духе «Людей в чёрном». Быстро, стёбно и не очень понятно. Хотя «Людей в чёрном» даже я понимаю.

Тут есть враг, которому нужно проверить сыворотку злости на самом мирном, а потом заставить людей сражаться друг с другом, чтобы потом поработить легко.

Вообще, рассказ оставляет по себе впечатление калейдоскопа, мишуры, фейерверка.

Поэтому, пусть будет.

Как пародия на всё на свете.
6 место: Agressor «Изоляция»
Здесь враг человеку - и ГГ — добровольная ограниченность некоторых культур.

Отказ от развития, от прогресса и, в конечном итоге, от разума.

Злободневно, правдиво, интересно: амиши — вообще занятный феномен, и, хотя обычно их показывают с добродетельной стороны, взгляд автора тоже, наверное, правомерен.

Номинация Заклятый друг
1 место: JusTsaY (Грёбаная алкашня) «Кукушкина доля»
Главный герой вроде бы враг, вроде бы шпион, но иногда его действия вдруг оказываются на руку тем, за кем он шпионит.

И влюблён он в человека, а не в мага, и про магов думает гадости.

Кому он враг?

Всем. И никому. Потому что никому не друг. Недомаг, недочеловек. Так, запутывается, запутывается, обрастает врагами, долгами крови и никому уже не враг.
2 место: Дочь разбойника «Хорошие человеки»
Этот рассказ здесь потому, что, хоть мир и кажется Арр-Ру врагом, враждебным, ему в нём жить. И он должен приспособиться к нему.
Что, собственно, и происходит.
Так же Арр-Ра мир и люди в нём считают врагом: тролль, опасный, ааа!! А он — не тролль, он хороший человек и даже не дерётся, пока не нападут.
3 место: Чарли «На войне как на войне»
Нового мужа ГГ считает врагом, с опаской поглядывает на приёмного сына - кто из них донесёт, кто из них — враг?

Вот и сына подбивают в школе доносить на родителей, вот и муж видел, как она поддалась врагу — лености. Чужие, опасные.

Но они не предают, они все вместе, они, в итоге, семья.

Даже ближе друга.
4 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Паразиты, оказывается, не враги. Они, оказывается, следующая стадия развития.

Рассказ увлекает, погружает, волочёт к финалу.

Жестокий, местами антиутопичный и страшный, некрасивый, физиологичный, он о рождении человека.

Наверное.

Из роботоподобного, из морфы рождается человек. Если вызревает, конечно.

А паразиты - не враги, хоть против них и воюют... Вроде бы...
5 место: Марта «Дуэль»
Противостояние двух разумов. И никто из них друг другу не враг, хоть и желают смерти.

Один из них точно желает смерти другому, а второй... Второй, может быть, спасёт того, кто всего лишь защищает свой дом.

Попытка понять чуждый разум, понять его и принять его взгляд на мир мне показались интересными.

Понять того, кто хочет тебя убить... Хм...
6 место: Дубовик «Ход ламантином»
Пусть будет "Ход ламантином". Перечитывать этот рассказ я бы не захотел, однако, на мой кошачий, он сделан несколько лучше других и ближе моим вкусам.
По крайней мере, кот запоминающийся, и бар прикольный.
Все друг друга едят, но "едят разумные, а бифштекс думать не умеет". В смысле, насколько я понял, в этом рассказе вообще нет серьёзной вражды, так, игра в догонялки. Ну, съели и съели, ну, помер и помер - побежали дальше, там хищный ламантин ждёт разгадки.

Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Чарли «На войне как на войне»
Я бы покривил душой, если бы не поставил этот рассказ на первое место в фоне.

Хоть мне и больше по душе другие два, которые будут ниже.

Этот сделан лучше. Психологичнее. Я ни разу не вывалился из реальности рассказа, пока его читал.

Я читал его не потому, что обязан, а потому, что он рассказ и мне нравится его читать.

Проблемы персонажей, их переживания захватили меня полностью.

Этот рассказ, на мой взгляд, остросоциален. Важен именно сейчас, когда всё больше следят за каждым шагом человека, пытаются оценивать его социальный рейтинг и придумывают прочие штуки, ограничивающие свободу.

Даже в таком мире можно остаться человеком и попытаться любить и жить.

Спасибо, автор! За надежду и красоту. Её стало чуть больше с появлением вашего рассказа.
2 место: Дочь разбойника «Хорошие человеки»
Опять же, причина в качестве. Рассказ хорош.

Он уже — рассказ. В отличие от многих других в этой группе.

Герои с мотивами, выдержанная стилистика, хороший темп, умение удерживать внимание читателя, практически отсутствие лишних деталей и подробностей.

Почти сказка. С добрым финалом.

Отчего-то добрых рассказов в нашей группе маловато.

В общем, спасибо, автор! Я надолго запомню вашего героя и его мир.
3 место: JusTsaY (Грёбаная алкашня) «Кукушкина доля»
Совершенно потрясающая магия. Герой, который герой. Подвиги, потери, сомнения.

Мушкетёрство и интриги.

Красивый рассказ.

Может быть, у автора есть ещё что-то в таком духе, а?
4 место: Agressor «Малые Топи»
Уж что-что, а атмосферности, выверенного нагнетания ужаса, безысходности и вселенского, непостижимого зла в этом рассказе полно, аж через край.

Мастерство автора несомненно.

Пусть будет.

Как вспомню эту трясину с открытыми пастями... Горящая вместе с деревом девушка... Блуждание героя по болоту в тумане...

Автор, вы автор моих фобий. По крайне мер тех из них, что связаны с болотом и туманом.
5 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Честно говоря, ничего подобного я ещё не встречал. Да, кусочки там и тут, но вот так сплавить вместе идею меха, перерождения и кармы — это что-то новенькое для меня.

Влачить безрадостное существование ради рождения себя же в новую, и тоже не слишком комфортную жизнь...

Это занятно. Ну и атмосфера хороша, конечно. Туманно, страшно, не очень понятно, но не оторваться.
6 место: Марта «Дуэль»
Тигры, планеты, космолёты, исследователи — спасибо, автор! Я люблю космос.

Читал и вспоминал корифеев.

Про тигров в детской комнате, про людей на букву Л, про планету с аллергией на человека...

Короче, спасибо, автор, за приятные минуты! Я был рад прочесть ваш рассказ.

Номинация Юмор
Дубовик «Ход ламантином»
Он единственный в группе с претензией на эту номинацию.

Номинация Лучший критик
Crazy Dwarf
Указать на ошибки так, чтобы автор не обиделся, похвалить в самую точку - это талант и навык. Спасибо за критику!
Хотелось бы отметить ещё нескольких критиков этого креатива, но место только для одного.

Перелётный крафт-бар

Номинация Закадычный враг
1 место: JusTsaY (Грёбаная алкашня) «Кукушкина доля»
Врагом оказался один из сотрудников разведки. А также маг - хозяин особняка. Несколько банальные тропы, но исполнено добротно, потому банальность не мешает занять местечко среди первых.
2 место: Прохожий «Время на исходе»
Деконструкция левых идей и поклонения революционным вошдям - это хорошо. То есть тема выражена через предательство лидера бунтарей. И здесь есть не оч близкие мне вещи, но в нынешнем креативе выбирать нелегко...
3 место: T. Gordon «Карлик»
Фейри оказался нечистью, как и положено. Хорошая прививка от идей типа New Age. Но как-то больно линейно.
4 место: T. MacKenzie «Судьба хранителя»
Маскирующийся враг - демон под личиной ребенка. Напоминает эстетику С. Кинга. Хоть рассказ богословски вольный, но само выражение темы годное.
5 место: Agressor «Малые Топи»
Безусловно, тема выражена. Но как-то совсем в лоб: изначально ясно, что в такой локации не будет друзей, и довольно скоро становится понятно, что дед с подвохом. То есть врах не маскируется... Закос под Лавкрафта, простой, как три копейки, тащемта.
6 место: Agressor «За чертой»
Тема "Враг - действительно враг" здесь выражена через образ мальчика, который стал маньяком. Может, субъективно и не подразумевалось автором, но хто ж мне запретит толковать это так... Пусть входит в топ с конца =)

Номинация Заклятый друг
1 место: Прохожий «Время на исходе»
Если вошдь революции - "враг под маской", то правители-"боги" - наоборот, нормальные робяты, которых оклеветали. Это было довольно неожиданно, изначально более походило на "все плохие". Так что и в эту номинацию рассказ идет.
2 место: Чарли «На войне как на войне»
"Врагом" - точнее, не самым приятным субъектом, мог стать для героини её новый муж. Но стал - настоящей любовью, а также другом и соратником в борьбе с государством. Правильный мессидж в наше время, когда семью пытаются выставить вражиной человеку на основе единичных случаев.
3 место: T. MacKenzie «Судьба хранителя»
Здесь друзьями можно считать собаку-помощника, Харона, отца главного героя. Мотив "не понятого изначально друга", так сказать, рассредоточен по рассказу.
4 место: Agressor «За чертой»
Этот, который на Слендера похож... типа оказался не таким злым, как казался. Просто проводник в иной мир. Вроде в этом смысл.
5 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Ну-у... тут есть идея примирения гигантов и обычных людей, насколько уж такой психодел можно понять, не вычитывая сверх-внимательно =)
6 место: Марта «Дуэль»
Тут есть тема "дикое животное может стать другом человека". Но мне экологическая мораль не близка, да и идея довольно заезженная.

Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: JusTsaY (Грёбаная алкашня) «Кукушкина доля»
Викторианская псевдоАнглия в стиле паропанк, с низкофэнтезийной магией, причем маги плохие, а к концу еще и лавкрафтщина... м-м, мне это нра. Похоже на одну из любимых игр - Dishonored.
2 место: Прохожий «Время на исходе»
Довольно твёрдая фантастика, не попсовые игры с временем, деконструкция прогрессорства, не скучные бои.
3 место: T. MacKenzie «Судьба хранителя»
Постмодерн, приключения, стилистика крипи-историй из инетика - неплохой микс. Но эклектично слишком, да.
4 место: Agressor «Малые Топи»
Ну, такой жЫр, хотя и с элементами йогурта "Ангстишка", стоит как-то оценить. Болота, хтоническая глубинка со звероподобными жителями, вот это все. Но все же приторно в своей мерзости, и Россия не совсем узнается (особенно когда храм оказывается католическим, кек).
5 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Честно, не люблю заумь ради зауми. Но все же психодел должОн быть вознагражден!
6 место: T. Gordon «Карлик»
За рождественско-новогоднюю и семейную атмосферу :3

Номинация Юмор
Кропус «Гордые и свободные»
Думал, какой из рассказов с баттхертом на религию (а их просто валом нонче) вызвал больше ржаки. Но про амишей и про тролля - все же слишком надрывно/фольклорно, а тут прям образец мюсления современного атеиста у героини. Ну и описание идиотов-неформалов классное, реалистичное. Патриарховцы, захватившие "Креатив", одобряют такую скрытую сатиру!

Номинация Лучший критик
Крыжановский
Может, это будет похоже на реверанс за похвалу ПКБ... но похвала была довольно условная. Как-то больше всего запомнился именно он в этом заходе, фирменной придирчивостью в том числе.

perFerro

Номинация Закадычный враг
1 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Враг – похотливая морфа. Первое место – потому что она мерзкая. Давно ни к кому такого отвращения не испытывал. Боюсь, этот образ теперь навсегда со мной.
2 место: Марта «Дуэль»
Враг – люди. В том смысле, что люди тиграм враги, а тигры людям – нет. Лучше всего это иллюстрирует, собственно, дуэль, давшая, как я понимаю, название рассказу: «Я выстрелил, но, видно, не готов был убивать, промазал. Пуля прошла у него над бровью и порвала ухо. Зверь достал меня в прыжке, и… не убил. Может, ему тоже не хватило решимости?» На этом бы им и закончить – но нет, человек идёт до конца и убивает зверя. После этого, ясно, никакой дружбы между людьми и тиграми быть не может. Финальный диалог героев лишь подтверждает это – как по мне, слишком уж впрямую: «…кажется, она надеялась, что мы окажемся полезными и тоже примем их и Джунду. Может быть она даже хотела, чтобы мы остались. Но ты всё испортил»; «Отец имел право захотеть убить нас»; «Больше они не примут в свой дом чужаков!»; «Не за нами, а за матерью и отцом правда». И мысль героя, которой автор завершает рассказ - «Пусть живут спокойно твои тигры» - не отменяет того факта, что люди теперь тиграм враги.
3 место: Agressor «Малые Топи»
Враг – «болото», «трясина», «нечто древнее, злое, безжалостное» (и Стах, как смотритель тамошней церкви). Тот случай, когда ты читаешь рассказ, и воспринимаешь созданную автором атмосферу как враждебную. Стах, церковь, блуждания главного героя в тумане, выпь эта, пупсы в гнезде, зовущие маму… Агрессор вложился в то, что умеет – в нагнетание атмосферы – и, блин, в определённом аспекте преуспел. Мир рассказа враждебен читателю; он словно бы сгущается с каждым абзацем (продолжая сгущаться даже тогда, когда это уже не нужно и больше не оказывает эффекта). Тот случай, когда вместе с главным героем понимаешь: место, где тебя угораздило оказаться – твой враг.
4 место: T. Gordon «Карлик»
Враг – Робин Притвальд из страны Исполнения желаний. Он хорошо выписан: вызывает настороженность, неприязнь; за Колю, которого он заманил к себе, по-настоящему переживаешь. Вот только… В теме рассказа верно отметили – как-то всё ничем закончилось. То есть очевидно же, что Робби – обманщик и явно зазвал Колю к себе с какой-то нехорошей целью… но с какой? Автор не торопится срывать со своего карлика маску. Возможно, потому что и сам не знает, что там, под ней?
5 место: Дочь разбойника «Хорошие человеки»
Враг – святой Август. Образ запоминающийся – вроде бы, появляется только в одном эпизоде, но подан ярко: «…напоминал новорожденного крысеныша: слабый, лысый, розовая кожа собирается складками и на шее, и на затылке, а клочья седых волос топорщатся над ушами». Но в поведенческом аспекте какой-то он уж слишком архетипичный, истеричный и нетерпимый. Я понимаю, что нынче вокруг таких полно, есть с кого писать. Но всё это его «Богохулец! Еретик! Тварь безбожная! <…> …волшба поганая... нечестивая... На костер!..» - это же образ ортодокса (возможно, вдобавок ещё и фанатика), но не святого. Я к тому, что при слове «святой» у меня, как у читателя, в голове возникает образ того, кто сам сгорает на костре, а не того, кто шлёт на костёр других. Он ведь, ко всему, ещё и умом не блещет (Тролля – на костёр? Но камень же не горит!). Хотя, может быть, автор и пытался показать: что-то очень сильно неправильно в (человеческом) мире рассказа, раз такого вот Августа считают за святого. Так или иначе – пятое место.
6 место: Прохожий «Время на исходе»
Враг – Наставник. Пришелец, чьё сознание внедрили в тело ребёнка, всю свою жизнь расшатывал систему и в конце концов возглавил бунт в своей «трудовой зоне времени». Однако в силу «картонности» он получился куда менее интересным, чем противостоящие ему по ходу рассказа «боги» (те, во всяком случае, удались автору неоднозначными, плохими/хорошими). Раскрыть бы его чуть ярче, подробней – глядишь, поднялся бы в моём топе чуть выше. А так, к сожалению, только шестое место.

Номинация Заклятый друг
1 место: Чарли «На войне как на войне»
Ложные враги – муж и сын. Первое место – потому что они выписаны так, что в них веришь. Потому что к их мотивации и последующим действиям по ходу рассказа не возникает никаких вопросов. Потому, наконец, что они в финале рассказа оказались выше дурацкой войны с пороками. Доверились друг другу – и не ошиблись. Победили.
2 место: Марта «Дуэль»
Ложный враг – тигр-отец. Чтобы понять, почему, требуется вывернуть наизнанку аргументацию, которой я обосновывал включение героев-людей этого рассказа в топ врагов. Возьмём, собственно, дуэль: «Зверь достал меня в прыжке, и… не убил. Может, ему тоже не хватило решимости?» Человеку её хватает – не зверь ставит смертельную точку в дуэли, а именно герой рассказа. При том, что в мире тигров он – чужак. Финальный диалог – о том же: «Отец имел право захотеть убить нас»; «Не за нами, а за матерью и отцом правда». Тигры, показанные в рассказе, людям не враги, и никогда ими не были. Даже тигр-отец, который решился на убийство чужаков, но, похоже, оказался попросту не готов убивать.
3 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Ложный враг – паразиты, которые на самом деле являются ни кем иным, как людьми. Простенько, ожидаемо, но вполне оправданно. Ощущение, что паразиты – не те, кем кажутся, не покидает с самого начала… но автор к этому и ведёт, умело подбрасывая подсказки. Хотя, возможно, именно в предсказуемости такого хода – его минус. Периметр, пропускной пункт, посёлок… Слишком уж всё это напоминает «зону», а паразиты – неких условных «ЗэКа» (или наоборот – это с какой стороны смотреть). В общем, добротно, но не очень оригинально. Аккурат для третьего места.
4 место: Прохожий «Время на исходе»
Ложный враг – боги, которые на самом деле – учёные, бежавшие от пришельцев в прошлое. Автор смог показать их неоднозначными, но вот сделать их правдоподобными и убедительными у него, на мой взгляд, не получилось. Вся финальная сцена – разговор Кроноса, Наставника-пришельца и главного героя – выглядит какой-то немного вымученной, искусственной. Слишком уж многое и сразу там объясняется. Но сама идея «спасителей человечества», бежавших в прошлое и решивших там маленько отдохнуть, заделавшись богами, безусловно, жизнеспособна.
5 место: Agressor «За чертой»
Ложный враг – призрак, который на самом-то деле приносит страждущим облегчение. Но он критически не раскрыт! Борьба Бриджит с ним ни во что не вырастает. Ради эксперимента изымаем это существо из рассказа. С ним или без него, Лесли, брат главной героини, всё равно умирает (только гораздо медленнее). Его смерть побуждает Бриджит бежать из работного дома – больше её там ничто не держит. После её бегства призрак больше не упоминается. Он как-то повлиял на неё, или на Элиота, будущего Джека-потрошителя? Тоже нет. Так зачем он был нужен? Просто «фишка» такая… либо я чего-то не понял, хотя очень старался. Пятое место.
6 место: Agressor «Изоляция»
Ложный враг – пришельцы… но тут всё ещё хуже, чем с призраком из рассказа «За чертой». Такое впечатление, что они введены только для подтверждения ма́ксимы «всё зло в мире от людей». И тем не менее они есть, и даже, в отличие от того же призрака, худо-бедно работают на сюжет. Почему же тогда я поставил «Изоляцию» ниже, чем «За чертой»? Потому что появление призрака в рассказе «За чертой» создаёт атмосферу тайны, и ты до конца рассказа думаешь, что он ещё как-то сыграет (пожалуй, именно благодаря призраку рассказ сохранял интригу до конца – я всё надеялся, что этот персонаж ещё как-то проявит себя). А здесь, в «Изоляции», ты читаешь, что инопланетяне покружили-покружили и улетели, и думаешь: «Ну нет, не может всё быть так просто». А потом вспоминаешь, что это рассказ Агрессора, и думаешь: «Да нет, ещё как может. Это снова рассказ про то, какие люди #@*$#». Так оно и оказывается – хотя рассказ мне, в общем, понравился. Шестое место.

Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Обычно я такое не читаю. Не потому, что плохо написано (написано мастерски) – потому что не моё. Даже если попадается – срабатывает какой-то предохранитель; я закрываю книгу или удаляю файл, потому что мне ясно, к чему идёт. Вот и здесь: ближе к концу рассказ выплёскивается на тебя, как... Я тщетно искал необидное сравнение, но не нашёл, а обидное приводить не буду, потому что на самом деле не хочу задеть автора, а мои впечатления от рассказа очень неоднозначны. Лёд, кровь, обвившие шею языки, похотливые морфы (у нас такие по кабакам пляшут под Юру Шатунова), перегрызание собственной пуповины в режиме «от первого лица», квазироды в проруби, третьи глаза и мозги, имеющие пол... Представьте, что это всё читает тот, у кого текст в голове мгновенно визуализируется – что такой читатель увидит?! В общем, меня всего переворачивает от необходимости отдать этому рассказу первое место – выше «Хороших человеков» и «На войне…», которые я прочитал с удовольствием – но если смотреть на качество текста и мастерство написания, «Митразой» просто несомненный лидер. Ну что ж... Каждый автор сам выбирает, о чём писать. И автор «Митразоя» выбрал вот это. Как читатель я отворачиваюсь и ухожу. Как автор перед автором – снимаю шляпу. Опустить этот рассказ ниже в номинации «Фон» под каким-то надуманным предлогом стало бы лицемерием с моей стороны; но и промолчать о том, о чём я высказался выше – тоже. Золото.
2 место: Дочь разбойника «Хорошие человеки»
И-эх, если бы не «Митразой», быть бы этому рассказу на первом месте. Перед нами – притча, поданная сквозь восприятие глуповатого тролля, считающего себя человеком. Чтобы оживить каменного «папу» (и остальное племя), он отправляется в «большой мир» на поиски местного святого, и… И к этому моменту простенькая, в общем-то, история уже затянула тебя так, что не оторваться. Сам святой чуть подкачал (об этом см. в обосновании по номинации «враг») – но он тут достаточно проходной персонаж, не о нём рассказ. А если бы меня спросили, о чём, я б, не задумавшись, ответил: о том, что важно оставаться человеком, даже если ты тролль. Очень правильно, на мой взгляд, и то, что высказанная в начале рассказа мысль «…жизнь — это чудо, и ее дать может только настоящий святой» в финале получает своё неожиданное подтверждение. Прочитал с удовольствием. Перечитал с удовольствием. Серебро. Эх, если б не «Митразой»…(((
3 место: Чарли «На войне как на войне»
В принципе, если бы можно было разделить второе место между «Человеками» и «На войне…», я бы так и поступил. Рассказы хотя и разные, но оба мне одинаково понравились. «Человеки» находятся строчкой выше только потому, что добрая притча мне как-то ближе антиутопии – пусть та тоже по-своему добрая, человечная и просто очень качественно написана. В теме рассказа я уже отметил, что в нём есть нерв, есть усталость женщины, обессиленной бесконечной необходимостью приспосабливаться и притворяться; есть место сомнению и надежде; место отсылке к «Эквилибриуму» (фильму, который сам – отсылка, ну и что с того?). Как читателя меня очень порадовал хеппи-энд, а то я всё ждал какого-то ненужного сюжетного выверта. Однако у автора хватило мастерства завершить историю торжеством тихой, семейной человечности. «Мы сидели, обнявшись, перед телевизором, смотрели и не видели очередную Демонстрацию, впервые в жизни празднуя настоящую победу». Так и должно побеждать добро. Бронза.
4 место: Agressor «Изоляция»
На мой взгляд, все три рассказа Агрессора достойны включения в топ по фону. Они довольно качественно написаны, вполне читабельны, каждый до какого-то момента сохраняет интригу. «Изоляция» - наиболее цельный из них и понравился мне больше двух других. Он лучше «Малых Топей» в сюжетном плане – хотя сюжет довольно предсказуем. В отличие от «Топей» и «За чертой», здесь есть правдоподобный (в целом) и убедительный центральный персонаж – Мэри (Бриджит в «За чертой» - типичная «страдалица», скорей функция, чем персонаж; про Артура из «Топей» я лучше промолчу). Во всяком случае, на протяжении всего рассказа я ей верил и симпатизировал. Другое дело, что подкачали пришельцы, введённые, как мне представляется, чисто в подтверждение тезиса «всё зло от людей», плюс то, что с определённого момента происходящее скатывается в типично агрессорский мрачняк. И всё равно получилось хорошо. Я настаиваю))
5 место: Agressor «Малые Топи»
Та же «Изоляция», если из неё изъять убедительного центрального персонажа и, хм, сюжет. Зато атмосфера сгущена до предела… и за предел. Уже к середине рассказа создаётся впечатление: автор сознательно продолжает накручивать описания, будто боится сойти со знакомой почвы. А ведь сюжет выстроить просто. Вот ключевой момент рассказа – диалог Артура и Стаха: «То, что мы сделали в той деревне… пробудило что-то в болотах. <…> Выпустили в мир нечто безумное». Всё, читатель раскрылся. Бей его! Незачем Артуру наматывать круги по болотам просто так. Пусть все четверо жителей деревни тёмным вечером сидят в хате у деда и пьют его густой чёрный чай – а Зло само придёт к ним! Простая фраза «Там, снаружи, кто-то есть!» может напугать читателя не хуже забористого описания, если он грамотно подготовлен (а он уже подготовлен, и именно грамотно). Тут дед вдруг вспоминает, что у него подвал не закрыт (бывают в деревенских домах входы в подвал снаружи) – и именно в этот момент из подвала вдруг раздаётся какой-то звук. Четверо вооружаются кто чем и открывают подвал, чтобы дать нечисти бой – а там чёрной воды по пояс, и у неё вкус дедовского чая. Артур с дедом спускаются в подвал, чтобы откачать воду (допустим, у деда там помпа с советских времён, потому что подвал время от времени затапливает, болота же) – и когда они почти закончили, сверху раздаётся крик. Они поднимаются из подвала – и обнаруживают, что Елизавета страшно убита, а Аня исчезла, хотя двери и окна по-прежнему закрыты изнутри. Артур в отчаянии, но дед говорит – я знаю, где нам её искать. И вот тут они идут в церковь – то есть их путь по болотам к конечно точке становится обоснован необходимостью спасения Ани (неплохо бы перед этим включить «сцену на сеновале», чтобы обосновать симпатию главного героя к девушке). Ну а в церкви можно наимпровизировать столько, что автор, с его-то воображением, справился бы с этой задачей играючи. Именно в церкви, мне кажется, дед и должен был открыться Артуру, именно в церкви – передать ему власть над местной нечистью через мученическую смерть Ани. Увы, ничего этого в рассказе нет, а есть только атмосфера, атмосфера и атмосфера. Поэтому – пятое место, а не четвёртое или первое.
6 место: Agressor «За чертой»
«Ужасы работного дома». Здесь нет атмосферы «Малых Топей», а центральный персонаж не вызывает ничего, кроме жалости. Зато есть призрак, который один впрягся и тянет весь рассказ на себе (появляясь всего-то несколько раз). Неплохо, кстати, справляется – именно благодаря ему я до самого конца сохранял интерес к происходящему и ждал развязки с его участием. То, что автор меня в этом обманул – вполне нормально и может рассматриваться, как игра с ожиданиями читателя… беда в том, что, кроме таинственного призрака, рассказу больше нечего читателю предложить. Ну и конечно, прочитав сцену изнасилования, хочется адресовать автора рассказа к произведениям Чарльза Буковски, который знал, как это надо описывать. Учиться у мастеров – не зазорно… тем более Агрессор, вне всяких сомнений, многое уже может и умеет. Шестое место.

Номинация Юмор
Дубовик «Ход ламантином»
Юмор – это ведь когда смешно? Тогда нам сюда. Здесь у нас люди в чёр… то есть не люди, а дракошки! На К-24 они меня не очень впечатлили, но здесь – другое дело! Предельно удачное название, смешные шутки («Ты хочешь всем объяснять, почему рядом летит кот?»), пришельцы в шкуре собак, сыворотка злости и агентесса с четвёртым размером – всё в кассу. Понятно, что автору (как и всем нам) ещё есть, над чем поработать, но в целом перед нами – крепкий развлекательный рассказ, который не претендует на серьёзность, а вместо этого просто веселит.

Номинация Лучший критик
Никто Оуэнс
Довольно сложно выбрать. Традиционно хороши Тойгер, Крыжановский и Crazy Dwarf. Но мне кажется, на данном этапе звания лучшего критика чуть больше остальных достоин некто… тьфу ты, то есть Никто Оуэнс, в развёрнутой форме откомментировавший все рассказы своей подсудной группы. Ещё и название для каждого обзора придумал, шельма!))

Лоцман

Номинация Закадычный враг
1 место: Agressor «За чертой»
Благотворитель м-р Уильям - враг и негодяй, как бы ни маскировал свою сущность благочестивыми речами.
2 место: Agressor «Малые Топи»
Дед - враг, сколько бы ни хотел казаться другом, и превращает сына ("внука") в слугу сущности из топей
3 место: Agressor «Изоляция»
Майкл оказывается врагом сообщества и нарушителем его правил, убийцей; но главные враги тут косность, изоляция.
4 место: JusTsaY (Грёбаная алкашня) «Кукушкина доля»
Энкеш казался простым негодяем, а оказался негодяем еще большим, перебежчиком и кукловодом.
5 место: Чарли «На войне как на войне»
Глава - как враг свободного общества и здравого смысла
6 место: Прохожий «Время на исходе»
Наставник - обманщик и враг, претворявшийся другом.

Номинация Заклятый друг
1 место: Дочь разбойника «Хорошие человеки»
Главный герой Арр-Р выглядит, как враг рода человеческого, тогда как на самом деле никакой он не враг.
2 место: Agressor «За чертой»
Призраки кажутся врагами, но на самом деле лишь забирают боль, преуменьшая страдания.
3 место: Чарли «На войне как на войне»
Антиутопия, в которой главные герои подозревают друг в друге готовых писать доносы врагов, но в итоге доверие и дружба побеждают.
4 место: Леля Рябина «Сослуживец»
"Страшный" батька оказывается Чапаевым, сам Аркадий, в истории отметившийся не только лит-рой, но и кровавыми расправами в гражданку, жертвой оговора.
5 место: T. Gordon «Карлик»
Карлик Робби - антагонист, но при этом все же исполняет одно из желаний мальчика, помогает ему стать ближе с отцом.
6 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Паразиты изначально показаны врагами, тогда как они зародыши новой жизни.

Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Agressor «За чертой»
Гнетущая атмосфера нищеты и страдания в лазарете работного Дома переданы замечательно.
2 место: Дочь разбойника «Хорошие человеки»
Простой, но интересный, хорошо написанный и сбалансированный рассказ, ярко прописанные герои, ничего ни убавить, ни прибавить.
3 место: JusTsaY (Грёбаная алкашня) «Кукушкина доля»
Интересен мир рассказа, персонажи, авантюрный сюжет; жаль, плохо поместилось все это богатство в 50 т.зн.
4 место: Agressor «Малые Топи»
Атмосфера болот, заброшенности, безысходности переданы отлично; к сожалению, в оригинальности сюжет обвинить сложно.
5 место: Алекс Тойгер (яR) «Митразой»
Объемный мир, сочный язык, хорошо передающий атмосферу; к сожалению, в сюрреалистичном мельтешении ярких пятен сюжет и идея тонут, как Ищейка в озере.
6 место: Леля Рябина «Сослуживец»
Симпатичный альт-исторический сюжет, атмосфера гражданки воссоздана в эпизодах неплохо.

Номинация Юмор
Дочь разбойника «Хорошие человеки»
Рассказ полностью юмористическим назвать сложно, но немалая доля юмора в нем есть, даже сам ГГ-троль, считающий себя человеком, немного комичен.

Номинация Лучший критик
Алекс Тойгер
По сути далеко не везде могу согласиться, но - пока наиболее разносторонние и аргументированные отзывы на форуме из тех, что я читала, при этом без "воды" и пространных рассуждений ниочем.
__________________
Телеграм-канал Креатива: https://t.me/litkreativ
Телеграм-чат Креатива: https://t.me/litkreativ_chat
Ответить с цитированием